Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Как бороться с кризисом непонимания в веб-отрасли

Представьте себе, что вы захотели организовать издательский бизнес и издавать ежедневную газету. Чем бы вы обеспокоились в первую очередь? Наверное – печатным станком. Как же можно печатать газету, если ее печатать не на чем. Прежде всего, необходимо оборудование!

"Постойте!" - , воскликнет сообразительный читатель -  "Но где мы будем брать информацию? Что мы будем печатать на этом станке и как продавать? Ведь в первую очередь нам надо найти толковых журналистов, информационные источники, определиться с направленностью газеты! – купить оборудование мы сможем всегда и везде, а вот содержание... над ним можем работать только мы! Давайте же начнем с него!"

И это будет совершенно правильная реакция. Жаль только, что далеко не всем производителям веб-сайтов будет понятна такая аналогия.

Поразительная штука происходит. С одной стороны есть агентства, которые в большом своем количестве ощущают кризис – отсутствие достаточного для развития спроса. С другой стороны есть заказчики, которые изматываются в поисках нужного агентства, которое решит их задачи. Проблема создания веб-сайта, его модернизации или укрепления позиции марки/продукта в сети Интернет стоит буквально перед каждым. Но все говорят о том, что крайне сложно найти адекватных, вменяемых, точных и соблюдающих сроки исполнителей.

Почему? Потому как создание сайта – это долго, дорого и ох-как-проблемно. И эти проблемы, все до единой, придумали себе веб-разработчики. Зачем? Чтобы решить клиентские задачи? Официальная версия выглядит так, но на самом деле цель усложнений всегда одна – дороже продать свою работу.

Вот только беда в том, что эти усложнения не нужны заказчикам. Им нужен не процесс решения, а результат через месяц. И не уникальный, а работающий корректно и решающий свои достаточно предсказуемые и тривиальные задачи. Оставим в стороне банки, сложные IT-решения и интернет-магазины / агрегаторы. Возьмем малый, средний и чуть выше бизнес с его утилитарными задачами и бюджетом в 300-600 тысяч рублей. Что им необходимо? Что они хотят получить за эти деньги?

Уверен, большинство студий не смогут ответить на этот вопрос, потому как никогда в жизни не интересовались потребностями своих клиентов, а смотрели на конкурентов и студию Артемия Лебедева, пытаясь делать так же, как и они. Только значительно хуже. И теперь, когда заказчики немного подросли и схватили первую порцию проблем при создании их первого сайта, при его переделке им не хочется испытать те же ощущения.

Начнем с первого. Сайт – это технологически не–сложный продукт. Огромное количество неиспользуемых шаблонных решений – это проблема студий, которые считают ниже своего достоинства пользоваться чем-то чужим, поэтому сваливают на плечи своих клиентов свои же проблемы и в конце концов их теряют. Если студии пользуются чужими технологиями и решениям (что логично) – см. второе предложение этого же абзаца. Сложные интернет-решения перешли в сферу влияния IT-интеграторов, которые завязывают фронт- и бэк-энд. Допускаю, что сложности есть. Но они носят частный характер, а не являются обязательными в каждом контракте.

Второе. Уникальность никому не нужна. Хорошо работающее решение важнее "крутого дизайна". Поэтому проще за 24 доллара в месяц получить работающий интернет-магазин, чем полгода гемороиться с его созданием за адскую кучу тысяч рублей. И в результате получить продукт, работающий хуже. К тому же попав на "поддержку", когда компания за ваш счет исправляет свои ошибки. Хотя последнее - зло всей IT-отрасли и хлеб паразитов из 1С.

Третье. Нет содержания – нет сайта. Каким бы прекрасным не был сам сайт и сколько наград он не получил, если на нем отсутствует информационный поток (постоянно обновляющаяся информация), скорость которого соответствует запросам клиентов/посетителей сайта, то не поможет ничего. Если ваш сайт статичен и информация на нем не меняется, то это должно быть такое наполнение, которое не потеряет актуальности пару тройку лет. См. второе предложение в этом абзаце.

Если сложить первое со вторым и третьим, то можно прийти к странному выводу: все проблемы ваших взаимоотношения заключается в том, что вы пытаетесь продать форму тем, кто хочет купить содержание. Потребности мигрировали от "мне нужен сайт" до "мне нужен работающий инструмент". Критерии оценки мигрировали – html-код не приводит в священный трепет, а вызывает тошноту. Никто не хочет подробностей. Т.е. "я ничего не хочу решать, я хочу сайт!" И что делать?


Да все просто. Вместо сборки страниц начать заниматься сбором, сортировкой и организацией информации. А сайт с прототипами, процессными подходами в создании, программингом и т.п. предлагать как бесплатное приложение к работе по структурированию образа компании в сети. Так же, как и Энцо Феррари, который продавал только двигатель, машина к нему прилагалась бесплатно.

Tags: бизнес, веб-дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments