Как бороться с кризисом непонимания в веб-отрасли

Представьте себе, что вы захотели организовать издательский бизнес и издавать ежедневную газету. Чем бы вы обеспокоились в первую очередь? Наверное – печатным станком. Как же можно печатать газету, если ее печатать не на чем. Прежде всего, необходимо оборудование!

"Постойте!" - , воскликнет сообразительный читатель -  "Но где мы будем брать информацию? Что мы будем печатать на этом станке и как продавать? Ведь в первую очередь нам надо найти толковых журналистов, информационные источники, определиться с направленностью газеты! – купить оборудование мы сможем всегда и везде, а вот содержание... над ним можем работать только мы! Давайте же начнем с него!"

И это будет совершенно правильная реакция. Жаль только, что далеко не всем производителям веб-сайтов будет понятна такая аналогия.

Поразительная штука происходит. С одной стороны есть агентства, которые в большом своем количестве ощущают кризис – отсутствие достаточного для развития спроса. С другой стороны есть заказчики, которые изматываются в поисках нужного агентства, которое решит их задачи. Проблема создания веб-сайта, его модернизации или укрепления позиции марки/продукта в сети Интернет стоит буквально перед каждым. Но все говорят о том, что крайне сложно найти адекватных, вменяемых, точных и соблюдающих сроки исполнителей.

Почему? Потому как создание сайта – это долго, дорого и ох-как-проблемно. И эти проблемы, все до единой, придумали себе веб-разработчики. Зачем? Чтобы решить клиентские задачи? Официальная версия выглядит так, но на самом деле цель усложнений всегда одна – дороже продать свою работу.

Вот только беда в том, что эти усложнения не нужны заказчикам. Им нужен не процесс решения, а результат через месяц. И не уникальный, а работающий корректно и решающий свои достаточно предсказуемые и тривиальные задачи. Оставим в стороне банки, сложные IT-решения и интернет-магазины / агрегаторы. Возьмем малый, средний и чуть выше бизнес с его утилитарными задачами и бюджетом в 300-600 тысяч рублей. Что им необходимо? Что они хотят получить за эти деньги?

Уверен, большинство студий не смогут ответить на этот вопрос, потому как никогда в жизни не интересовались потребностями своих клиентов, а смотрели на конкурентов и студию Артемия Лебедева, пытаясь делать так же, как и они. Только значительно хуже. И теперь, когда заказчики немного подросли и схватили первую порцию проблем при создании их первого сайта, при его переделке им не хочется испытать те же ощущения.

Начнем с первого. Сайт – это технологически не–сложный продукт. Огромное количество неиспользуемых шаблонных решений – это проблема студий, которые считают ниже своего достоинства пользоваться чем-то чужим, поэтому сваливают на плечи своих клиентов свои же проблемы и в конце концов их теряют. Если студии пользуются чужими технологиями и решениям (что логично) – см. второе предложение этого же абзаца. Сложные интернет-решения перешли в сферу влияния IT-интеграторов, которые завязывают фронт- и бэк-энд. Допускаю, что сложности есть. Но они носят частный характер, а не являются обязательными в каждом контракте.

Второе. Уникальность никому не нужна. Хорошо работающее решение важнее "крутого дизайна". Поэтому проще за 24 доллара в месяц получить работающий интернет-магазин, чем полгода гемороиться с его созданием за адскую кучу тысяч рублей. И в результате получить продукт, работающий хуже. К тому же попав на "поддержку", когда компания за ваш счет исправляет свои ошибки. Хотя последнее - зло всей IT-отрасли и хлеб паразитов из 1С.

Третье. Нет содержания – нет сайта. Каким бы прекрасным не был сам сайт и сколько наград он не получил, если на нем отсутствует информационный поток (постоянно обновляющаяся информация), скорость которого соответствует запросам клиентов/посетителей сайта, то не поможет ничего. Если ваш сайт статичен и информация на нем не меняется, то это должно быть такое наполнение, которое не потеряет актуальности пару тройку лет. См. второе предложение в этом абзаце.

Если сложить первое со вторым и третьим, то можно прийти к странному выводу: все проблемы ваших взаимоотношения заключается в том, что вы пытаетесь продать форму тем, кто хочет купить содержание. Потребности мигрировали от "мне нужен сайт" до "мне нужен работающий инструмент". Критерии оценки мигрировали – html-код не приводит в священный трепет, а вызывает тошноту. Никто не хочет подробностей. Т.е. "я ничего не хочу решать, я хочу сайт!" И что делать?


Да все просто. Вместо сборки страниц начать заниматься сбором, сортировкой и организацией информации. А сайт с прототипами, процессными подходами в создании, программингом и т.п. предлагать как бесплатное приложение к работе по структурированию образа компании в сети. Так же, как и Энцо Феррари, который продавал только двигатель, машина к нему прилагалась бесплатно.

ммм... возможно, я что-то упустила в тексте.

Поразительная штука происходит. С одной стороны есть агентства, которые в большом своем количестве ощущают кризис – отсутствие достаточного для развития спроса. С другой стороны есть заказчики, которые изматываются в поисках нужного агентства, которое решит их задачи. Проблема создания веб-сайта, его модернизации или укрепления позиции марки/продукта в сети Интернет стоит буквально перед каждым. Но все говорят о том, что крайне сложно найти адекватных, вменяемых, точных и соблюдающих сроки исполнителей.

Но как же быть со старой (как тот самый мир) проблемой: ты приходишь к заказчику, говоришь - месяц на первичый дизайн, а потом мы с вами сделаем рабочий движок, чтобы была функциональность, чтобы все работало, и мы уже потом доделаем дизайн, доведем его до совершенства и пр.

И после месяца работы упираешься в то,. что заказчик хочет идеальный дизайн здесь и сейчас, и до разработки вы даже не доберетесь, пока не передвинете вот эту линию вот сюда, здесь не замените оттенок на такой "веселенький", ну и вообще - хотя пару недель назад макеты устраивали, но сегодня все как-то не так и краски не ярки?

Это не только проблема в веб-отрасли, но и в заказчике.
Заказчику не нужно работающее решение. Ему нужно идеальное продающее его потребности решение.
А еще есть SEO. И эти .... клиенты, которые сделали сайт за ХХХтр и тратят на поддержку его в месяц еще ХХтр, хотят SEOшника без опыта работы!!!!! за 10-30тр. В офис. Я шизею.

Причем у них есть ничему не обязывающий директор по продажам за ХХХтр.

Edited at 2014-07-30 03:52 pm (UTC)
Вопрос SEO - не совсем очевидный. Это игра на опережение (поисковой системы), но точно не решение проблем, а его одна небольшая часть. На мой взгляд.
А почему вы не верите в SEO? Непрозрачно / молодо / не понятна отдача / смысл?
Сергей, вот как заказчик сайтов неоднократно, соглашусь с каждым-каждым вашим словом. Все так и есть, начиная от того, что мало просто хотя бы перезванивающих и выполняющих свои обещания, заканчивая тем, что многие исполнители озадачены созданием особо-уникального продукта, пусть и кривоработающего, но зато дизайнерского. А если по-четсному, то и дизайн частенько понимается...ммм... специфически. А вот структурирование информации - это гораздо важнее и продуктивнее.
Спасибо! :-)
У меня тогда вот такой вопрос... Если дизайн будет унифицированным, но отличаться в мелких деталях, будет ли это ограничивающим фактором при заказе сайта?

Это я не рынок изучаю, а на самом деле любопытствую как такой же заказчик. Сайты и так крайне похожи – плашка с меню сверху или (как сейчас повально модно) слева. Знак/логотип, красивая картинка и тексты... Как вам кажется, тех самых текстов с прозрачной структуры и картинок (уникальных) достаточно ли для того, чтобы решить задачи, связанные с сайтом? Или все-таки уникальность дизайна нужна во всем?
Сергей, а как вы думаете нужен ли Уникальный (с большой буквы) дизайн сайта для микро бизнеса? Например для маленькой транспортной компании. При том, что на рынке города с десяток таких компаний, предлагающих один и тот же набор услуг..
Не нужен, потому как он не станет решением проблем компании. Прежде всего он должен быть удобным и понятным, а остальные задачи решить можно только комплексно.
Сергей, мне кажется, что мысль из этого поста применима к какому-то очень ограниченному кругу заказчиков. Мы работаем в Екатеринбурге, последние два года пытаемся показывать клиентам выгоды того самого результатоориентированный подхода, но в большинстве случаев сталкиваемся вот с какой проблемой. Чтобы спрашивать с веб-студии результат, клиент должен мыслить категориями отдачи, возврата на инвестиции, и тут выясняется, что большая часть клиентов (по крайней мере из тех, что встречаются нам) никогда (!) не прикидывали приемлемую стоимость заявки / клиента. Даже расчет грязной маржи вызывает проблемы. Естественно, мы берем на себя просветительские функции и пытаемся помочь посчитать эти показатели. Однако когда начинаем копать дальше, бывает, выясняется, что клиент работает чуть ли не в убыток, но из-за отсутствия хоть какого-то систематического учета, не ощущает этого до последнего момента.
В последнее время у меня стало складываться ощущение, что, не желая разбираться в экономике бизнеса (потому что это сложно), предприниматели переориентируются как раз на такие разрекламированные атрибуты "хорошего" сайта, как навороченный дизайн, уникальность и т.п. и требуют этого с разработчиков. Ну, а веб-студии, точно также разбиваясь о стену непонимания, идут у них на поводу. Ведь желание клиента — закон :)
Вы во многом правы. Атрибутика бизнеса чаще важнее самого бизнеса – но это издержки развивающегося рынка. Но что будет со студией, если большинство компаний из ее портфолио сгинут? Доля таких клиентов будет всегда, но если ориентироваться на те самые "хорошие" сайты, то можно в результате остаться без клиентов. Поэтому их надо выбирать :-)
Проблема возникает, если под дизайном понимать только оформление. Причем не важно чего, фирменного стиля, сайта или стула. Дизайн — во многом от слова проектирование. При разработке дизайна сайта непосредственно оформление занимает не самое большое время. Больше внимания уходит на вопросы удобства, понятности, сценария, брендирование, технической реализации, и, по сути, проектирования впечатления. то, какое впечатление оставит сайт.

И да, на самом деле, дизайном сайта можно особо не заморачиваться, если у компании или товара нет никакого отличия от других аналогов, кроме цены.

Edited at 2014-07-30 08:50 pm (UTC)
Как всегда, браво маэстро! Очень хорошая тема затронута, причем после прочтения каментов хочется заголовок поменять на более обобщенную – Кризис не понимая бизнеса (это часть для клиентов) и процессов (это для веб студий).
Хорошо, что в статье есть упоминание о размере компаний т.к. значительно фокусирует проблему именно на средний и мелкий бизнес. Т.к. с одной стороны – это мелкий и средний клиентский бизнес, где в комментариях правильно говорилось, что клиент на этом уровне зачастую сам не понимает, что в итоге получит, как считать прибыль, как стоить бизнес процессы. А с другой стороны это мелкая и средняя дизайн студия, которая в рамках бюджета, знаний и инструментов предлагают именно то зачем пришел клиент. А вот тут начинается игра на одном поле двумя игроками над созданием одного продукта, то цели и задачи разные. Клиент толком не может даже перечислить свои преимущества и рассказать про уникальность продукта и сервиса, зато от дизайнеров требует эту недосказанность раскрыть и продать потенциальной аудитории. Вот почему делается ставка именно на дизайн. Наверное и на душе клиенту как-то спокойнее, понимая, что не зря отдал кровные денежки и получил красивую картинку на выходе. Которая, увы НЕ выполняет бизнес-задач.
Да, да, да – прежде всего контент, содержание, продукт лицом и т.п. и т.п. вы меня поняли о чем я. Главное не красивая оболочка, а удобная чтобы донести, преподнести и рассказать про свой продукт или услугу. Это главное.
НО!
- в реалиях нашего рынка никто не выпускает уникальных продуктов, только перепродают китай за 200% прибыли
- даже если выпускают и это хороший полезный сервис у клиента нет бюджета или нет возможности рассказать об этом продукте
значит именно за таких клиентов и надо бороться :-)

спасибо! :-)
Самое трудное в создании сайта - именно контент. Проводили опыт - создавали грамотный уникальный контент, при этом не проводили мероприятий по продвижению - сайт работает. Под "работает" я понимаю - приходят покупатели. Все хотят готовый продукт быстро. Вы ранее писали, что у крупных агентств только часть сайтов идет в портфолио. Для себя решила, что нужно просто смириться с тем, что большого разнообразия в видах деятельности нет, а, значит, нужно просто предоставлять шаблонную услугу. По поводу SEO - по моему мнению, SEO необходим в крупных городах, где выбор затруднителен. В регионах, обычно, все фирмы известны, поэтому, сайт выступает дополнением к бизнесу, несет представительскую функцию.
Сайт - это просто интерфейс фирмы в Интернет. Любые общие рассуждения не будут тут работать просто потому, что сайт для парикмахерской и банка находятся в разных мирах, как находятся в разных мирах воплощение в реальном мире для парикмахерской и банка.

Кстати, в Германии есть банки типа "средний бизнес"
Т.е. вы хотите, чтобы нашлись люди, которые поставляли содержимое для ВАШЕГО сайта?
Каким образом это может происходить, я не понимаю.
Как в прессе. Потоком нужно управлять, адекватной и интересной (пользователям) информацией надо насыщать. Т.о. разработка алгоритма сбора, обработки и публикации информации и есть суть создания интернет-решения.

Edited at 2014-08-30 04:42 pm (UTC)
А может делать по-другому?
Как делаем мы (работаем на буржуйнет, и даже там такой подход настораживает клиентов): Сайт клиенту делается "с учетом его пожеланий", но без согласований - мы делаем так, как считаем нужным. Для этого сайт формально остается в нашей собственности, и клиент его у нас арендует. Оплата - за целевые действия (звонки, заявки). То есть, мы выступаем техническим партнером-дилером.

Почему работает:
1.Нарушить единообразие брендинга своим понимание дизайна и постоянными доработками не страшно - малый бизнес - не BMW - им по сути бренд вообще не нужен.
2.Клиенту продается именно то, что ему нужно: звонки, заявки, и т.п.
3.Форма оплаты позволяет получить немалый аккумулированный ценник.
4.Нам выгодно делать клиенту "хорошо и приятно" - нам капает с каждой продажи.

Интересная деталь - при таком подходе через пару месяцев клиент выгоняет своего SEO-шника, так как его оптимизаторство снижает конверсию.