Франшиза или афера? Почему так растет популярность франчайзинга

 Я работаю с франчайзерами почти десятилетие, но такого бума как сейчас еще не видел. Последние несколько лет стало очень модно развивать франчайзинг. Становясь из просто бизнеса франчайзером, компании рассчитывают на мгновенный рост продаж или взрывной рост прибыли за счет того, что их задача сводится к минимальной – стать "оптовиком", переложив функцию продаж на своих франчайзи и, заодно, поимев с них инвестиции на собственное развитие.

Идея понятна и проста – вместо того, чтобы развиваться самостоятельно, ты получаешь доступ к чему-то большому. К консолидированному рекламному бюджету и R&D, позволяющим тебе все время предлагатьобширной аудитории широко разрекламированный продукт. Или по крайней мере оригинальный, находящийся в ограниченном доступе. Такой, как бензин, например. С развития сетей автозаправочных станций франчайзинг обрел свою популярность, хотя и ранее начал использоваться ритейлерами.

Но самое важное, что к такому продукту (товару или услуге) идет "в довесок" уникальность, без которой не существует бизнеса по продажи франшиз. Это не обязательно уникальный продукт. Это может быть уникальная дистрибьюция, уникальное ценообразование и/или логистика. Это может быть бренд, который гарантирует на 100% продажи данной марки... Но вот что любопытно.

Обычно, создавая франшизу, компании сначала создают собственный уникальный продукт или бизнес–модель, проверяют ее на себе, оценивают ее поведение в кризисных ситуациях и лишь потом предлагают ее франчайзи. Т.е. функция франчайзера – это минимизация рисков франчайзи. И именно за это они просят свою премию. Но если посмотреть на франчайзера, то это вовсе не "легкие деньги". Риск франчайзера в том, что он перестает управлять процессами продажи и жестко контролировать стандарты бренда. И их несоблюдение часто вызывает отказ от распространения франшиз и даже выкуп бизнесов у франчайзи, чтобы спасти репутацию бренда.

Когда я открываю магазин по продаже спортивной одежды - я рискую всем, что у меня есть. Когда я открываю магазин одежды Ferrari - мои риски минимизируются на столько, что частью прибыли я готов поделиться с брендом. Потому как мне не надо формировать аудиторию потребителей – она уже есть. Осталось лишь получать прибыль. Так же работают все.

И именно поэтому для развития франчайзинга так принципиально наличие сильного бренда со своей широкой аудиторией приверженцев – постоянных потребителей, жестких стандартов и системы контроля. Но что мы видим сейчас?

Есть прописанные стандарты, где-то есть система контроля. Но в подавляющем большинстве франшиз, выпущенных на рынок – нет главного. Нет аудитории, обеспечивающей постоянный спрос и нет брендов. Т.е. в предложении франшизы отсутствует главное: уникальный (либо ограниченный в распространении) продукт, который и является основой франшизы. Под видом такого продукта часто пытаются продать бизнес-модель (и достаточно успешно). Но не она приобретается постоянными потребителями. Они создают постоянный спрос на продукт, который генерит эта бизнес-модель вместе с прибылью для франчайзи и франчайзера. И если этот продукт сложно воспроизвести собственными силами и со сравнимым эффектом – это объект франчайзинга. Если нет – то это обман, мошенничество, афера и липа.

Будте внимательны, за красивыми картинками далеко не всегда скрывается смысл. И даже легкий вход в бизнес (дешевле, чем организовать свой) – должен скорее настораживать.
т.е., если (гипотетически), у меня есть желание открыть заведение фаст-фуд и возможность аренды на фуд-корте хорошего популярного ТРЦ, то, покупая "франшизу" некоей условной "суши-пицца-бум", я не трачу деньги на рецептуру, дизайн, стандарты етс... Но при этом, если это не "макдональдз" и не "кентуккийская курица", то я не должен ожидать эффекта, когда посетители будут идти именно ко мне, издалека увидев знакомый логотип. И каждого клиента мне с боем придется добывать у более известных брендов фаст фуда... Это - осознанная "покупка бизнес-модели"?
А если я покупаю "франшизу магазина дизайнерской одежды из Эуропы", бренда которой мало кто здесь слышал, и курточки-рубашки-джинсы с ее лого не на каждом втором-десятом человеке - и в результате "пролетаю", заваленный неликвидом, - это самообман в надежде купить франшизу, а, по сути, открытие дилерского представительства?
я правильно понимаю?
Ваша задача - получить гарантированный доход, минимизируя риски. Задача франчайзера – обеспечить вам этот доход. Т.е. да – это осознанная покупка бизнес-модели, которая гарантирует вам доходность вашего предприятия, пусть и более низкую, чем у независимого.

Во втором случае – похоже на правду. Если бренд малоизвестен и не обладает ярко выраженной уникальностью, то скорее всего речь идет о дилерстве. Есть исключения – например доступ либо в сегмент, куда не добраться самому (автозаправки, рынок закрыт) либо туда, где есть экономия от масштаба, гарантирующая прибыль (низкие закупочные цены в сетевом ритейле)
Что движет покупателем франшизы? Вместо возможности делать бизнес самостоятельно - свободы творчества без границ, приобретают зарегулированную вдоль и поперек работу. Сама суть бизнеса теряется. Сделать классное, чтобы работало, нравилось людям, заодно и денег заработать. В коммерческих предложениях франшиз этого и близко нет.
Они меняют свои риски на чужой успех. Это часто путь подсмотреть и улучшить, но уже в рамках своего бизнеса.
Если подойти с другой стороны, доля риска и творчества даже при соблюдении стандартов и с сильным брендом все-таки есть. Иначе нанимали бы просто управляющих и держали соблюдение стандартов под более плотным контролем. Франчайзи должен знать локальные особенности, от рынка труда и поставщиков до покупательского траффика, и уметь их сводить со стандартами, в этом его компетенция и творчество.
Абсолютно согласен. Более того, на нем еще и важнейшая функция сбора первичной информации.
посмотрите на наших гуру инфобизннеса и прочих "сенсеев", они учат, что франшиза это способ заработать больше бабла в короткие сроки. Отсюда вывод, что нифига ваши риски не минимализируются.(а возможно наоборот)
А если ты можешь открыть магазин со шмотками сам, зачем кому то платить и быть зависимым от него?