Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Франшиза или афера? Почему так растет популярность франчайзинга

 Я работаю с франчайзерами почти десятилетие, но такого бума как сейчас еще не видел. Последние несколько лет стало очень модно развивать франчайзинг. Становясь из просто бизнеса франчайзером, компании рассчитывают на мгновенный рост продаж или взрывной рост прибыли за счет того, что их задача сводится к минимальной – стать "оптовиком", переложив функцию продаж на своих франчайзи и, заодно, поимев с них инвестиции на собственное развитие.

Идея понятна и проста – вместо того, чтобы развиваться самостоятельно, ты получаешь доступ к чему-то большому. К консолидированному рекламному бюджету и R&D, позволяющим тебе все время предлагатьобширной аудитории широко разрекламированный продукт. Или по крайней мере оригинальный, находящийся в ограниченном доступе. Такой, как бензин, например. С развития сетей автозаправочных станций франчайзинг обрел свою популярность, хотя и ранее начал использоваться ритейлерами.

Но самое важное, что к такому продукту (товару или услуге) идет "в довесок" уникальность, без которой не существует бизнеса по продажи франшиз. Это не обязательно уникальный продукт. Это может быть уникальная дистрибьюция, уникальное ценообразование и/или логистика. Это может быть бренд, который гарантирует на 100% продажи данной марки... Но вот что любопытно.

Обычно, создавая франшизу, компании сначала создают собственный уникальный продукт или бизнес–модель, проверяют ее на себе, оценивают ее поведение в кризисных ситуациях и лишь потом предлагают ее франчайзи. Т.е. функция франчайзера – это минимизация рисков франчайзи. И именно за это они просят свою премию. Но если посмотреть на франчайзера, то это вовсе не "легкие деньги". Риск франчайзера в том, что он перестает управлять процессами продажи и жестко контролировать стандарты бренда. И их несоблюдение часто вызывает отказ от распространения франшиз и даже выкуп бизнесов у франчайзи, чтобы спасти репутацию бренда.

Когда я открываю магазин по продаже спортивной одежды - я рискую всем, что у меня есть. Когда я открываю магазин одежды Ferrari - мои риски минимизируются на столько, что частью прибыли я готов поделиться с брендом. Потому как мне не надо формировать аудиторию потребителей – она уже есть. Осталось лишь получать прибыль. Так же работают все.

И именно поэтому для развития франчайзинга так принципиально наличие сильного бренда со своей широкой аудиторией приверженцев – постоянных потребителей, жестких стандартов и системы контроля. Но что мы видим сейчас?

Есть прописанные стандарты, где-то есть система контроля. Но в подавляющем большинстве франшиз, выпущенных на рынок – нет главного. Нет аудитории, обеспечивающей постоянный спрос и нет брендов. Т.е. в предложении франшизы отсутствует главное: уникальный (либо ограниченный в распространении) продукт, который и является основой франшизы. Под видом такого продукта часто пытаются продать бизнес-модель (и достаточно успешно). Но не она приобретается постоянными потребителями. Они создают постоянный спрос на продукт, который генерит эта бизнес-модель вместе с прибылью для франчайзи и франчайзера. И если этот продукт сложно воспроизвести собственными силами и со сравнимым эффектом – это объект франчайзинга. Если нет – то это обман, мошенничество, афера и липа.

Будте внимательны, за красивыми картинками далеко не всегда скрывается смысл. И даже легкий вход в бизнес (дешевле, чем организовать свой) – должен скорее настораживать.
Tags: бизнес, брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments