Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Ловушка для будущих бывших успешных стартаперов

Когда ты читаешь книги с готовыми к применению идеями (бери и делай), которых сейчас большинство и которые так популярны, ты не учишься самому главному: создавать свои идеи. Когда ты создаешь бизнес с нуля, не имея практического опыта, ты не знаком с процессом рождения идей у других: если ты не присутствовал при чьем-то "озарении" очень сложно смоделировать это на основе книг. Именно поэтому в рекламной области, области маркетинга, брендинга и дизайна крайне важно, чтобы самообразование и саморазвитие имело практический базис: опыт работы в чужой среде.

Это огромная проблема стартапов, про которую не принято говорить. Ты в 17-19-20-22 года (в общем сразу после того, как смог сам принимать решения) организовал собственный бизнес и развиваешь его исходя из личных взглядов. Но любой самостоятельный, даже тот бизнес, что развивается успешно, всегда таит в себе опасность, которая таится в узости собственного восприятия. Не имея практики наемной работы, не имея опыта работы с другой стороны (со стороны клиента), не имея вокруг себя тех, к кому можно прислушаться (платные "гуру" не в счет) – очень сложно сформировать о себе и своей работе непредвзятое мнение. А увидеть ошибки еще сложнее: они познаются в сравнении, а сравнивать-то с чем?

Именно поэтому самообразование наиболее эффективно и полезно, когда оно основывается на практическом опыте и чужих ошибках, которые "прожил" самостоятельно, а не только в книгах... Это называется перенятием опыта. И это то – что сейчас теряется вместе с качеством работ.

Когда обмен знаниями происходит не сверху вниз, а горизонтально – то качество этих знаний страдает. Но эту проблему вы не увидите изнутри: крутясь в собственном мирке сложно заметить, что вы движетесь не по течению, а против. Или, что хуже, пытаетесь подняться вверх на эскалаторе, который едет вниз. Для того, чтобы получить объективную картину – надо научиться смотреть извне. Для того, чтобы этому научиться, необходимо перенимать "опыт старших товарищей". Но для этого мы слишком самолюбивы и крайне высоко ценим свои компетенции. Что означает, что мы ни хрена не знаем. Вся общественная деятельность на многочисленных докладах и конференциях – это рассказы про себя. Даже когда рассказывать нечего, можно сделать красивых бессмысленных слайдов или заебашить спич про "бабло". Но компетенции растут не тогда, когда рассказываешь, а тогда, когда слушаешь. Жаль, что это понятно далеко не всем.

А результаты уже дают о себе знать: на рынке чувствуется кризис. Молотят "старички" из 90-х, работая по отлаженной схеме. Более молодые компании, вышедшие на рынок своими силами, начинают сильно сдавать: и в плане финансов и в плане креатива. Время изменилось, инструменты изменились... но живя обособленно и имея одностороннюю коммуникацию (мы рассказываем о себе и делимся опытом внутри себя) – это не заметно до тех пор, пока компании не остаются без работы. А все потому, что им рынок требует чуть больше опыта и знаний, чем имеется у них в наличии.

Эта ошибка, про которую писали многие авторы, в том числе Коллинз посвятил этому свою последнюю книгу целиком. Компания разрушается не из-за одного неправильного решения, это процесс длительный и последовательный. И многие компании на рынке услуг дизайна не просто вошли в "последнее пике", но и близки к терминальному состоянию. Если верить автору "Как гибнут великие", конечно же. Шаг за шагом уходя "в себя", все меньше и меньше прислушиваясь к своему окружению, все меньше впитывая и больше рассказывая. Даже тогда, когда рассказывать нечего.

Не привыкнув получать знания "сверху вниз", не имея опыта работы в окружении людей с большей компетенцией, чем у себя – очень сложно построить постоянно работающий бизнес. Про это писал Огилви, сравнивая компании карликов с компаниями гигантов. Но прочитать – это одно, а для реализации такого подхода необходимо переступить через себя. Это возможно в зрелом возрасте, но почти не реально, если тебе меньше 35. Только вот в чем проблема: бизнес часто не доживает до момента собственной зрелости, и рушит его лишь излишняя уверенность в собственных силах и убежденность в глупости окружающих. Даже если это правда :-)
Tags: бизнес, брендинг, веб-дизайн, дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments