Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Джаз против бейсбола. Оптимизация собственной команды

Продолжая тему рентабельности и эффективности бизнеса в маркетинге хочется вспомнить Питера Друкера. В одной из его работ 20-летней давности он много пишет о командной работе и приводит пример нескольких из них, различных по форме организации и эффективности.

Первая, это бейсбольная команда, где взаимодействие игроков сведено к минимуму. Каждый выполняет четкую задачу, которой обучен. Такой вот отлаженный механизм, идеологически похожий на классический конвеер. Работа передается внутри команды из рук в руки. Так организованы многие агентства.

Но другой тип команды сравнивают с джаз-бандом. Когда они играют, то именно чувство партнера позволяет точно определить, когда кто-либо из играющих начинает сольную партию, и когда пора вступать остальным. Нет хитростей, нет знаков, нет каких-то точно определенных этапов или алгоритмов. Проект (мелодия) складывается сам собой. Хотя это лишь только кажется. Базис этого – глубокое знание компетенций и доверие друг к другу. Когда начинает говорить дизайнер, маркетологи умолкают – у нас, например, так заведено. Сольная партия может быть в самом начале, когда форма помогает определить содержание, в середине или в конце (что ближе к бейсбольному типу). Точно так же, следуя чутью (?) в середину проекта может включиться исследовательская или аналитическая работа, которая даже не была запланирована изначально... Это не методика, не технология, не система... Это скорее импровизация в попытке точно сформулировать правильный вопрос, на который необходимо дать ответ. В этом тоже есть последовательность действий и система, но система иного порядка – более абстрактных задач и решений.

Но чутье ли это? Возможно. Но я вспоминаю пример из школьных времен. В нашей школе можно было сдать вступительные экзамены в "Политех". Мне это было не очень интересно, но многие из ребят пробовали. На экзамене по математике в решении одного из уравнений задача стояла таким образом, что в процессе решения надо было догадаться построить график, который помог бы отсеять неверные ответы. Без такой "догадки" решить задачу было невозможно. Кто-то до этого додумался, а кто-то – нет. Везение это было, интуиция или просто очень правильный образ мышления? Понятия не имею. Но это был тест на творческий подход в математике.

Для решения творческих задач, на сколько я представляю, написано много методик, которые применяются вполне успешно. Но организация, команда котрой работает в духе джазового ансамбля – способно на большее. Вот только одна маленькая деталь остается неочевидной: как отличить в команде "джаз" от хаоса, безсистемности и случайности.
Tags: бизнес, брендинг, дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments