Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Лирическое отступление

Почти пять лет назад я написал "прощальный пост". Пост о том, что я не вижу особых перспектив для российского рынка и о том, что мне надоело заниматься "говноедством": выдумывать несуществующие преимущества для продуктов, создавать лживые обещания и делать вид, что вокруг происходит т.н. развитие бизнеса. Это было непростое время, когда большинство производителей повышало цены и снижало качество продуктов чтобы сохранить свою прибыль.

И я действительно ушел, создав "17–19". Мы "поскребли по сусекам", купили ресторан и начали осваивать реальный сектор: кормить людей тем, что дома приготовить сложно и дорого по разумной цене и в демократичной обстановке. Заведение существует и поныне, радуя (надеюсь) великолепную хозяйку, но я вернулся в профессию.

Это произошло потому, что вызвавший весьма оживленные (особенно по тем временам) дискуссии пост сработал во благо. Когда открылось "17-19",  его постоянно стали посещать не только уважаемые мной коллеги–блоггеры, но и те, кто пытался работать честно даже в условиях российского рынка. У меня были гости не только из Петербурга, кто-то приезжал посмотреть и побеседовать издалека. И тогда, только тогда я понял, что даже в этой стране есть люди, которым не безразличен продукт, который они делают и люди, которые его потребляют.

Брендинговый бизнес всегда был похож на конкурсы танцев для детей. Противоестественно разукрашенные материальными атрибутами представители агентств рассказывали о бесконечно крутых вещах, слабо представляя как это все работает. Именно таким красивым фантиком без содержания быть было не интересно и даже совестно. Но когда я понял, что есть и другая сторона – интерес к профессии вновь обострился.

Проблема была в том, что среди "небезразличных" очень редко встречаются крупные компании. Лидеры рынка привыкли "орать и впаривать", они привыкли к макияжу, к наносным знаниям. И то, что полезное печенье (судя по рекламе) не должно гореть (судя по составу), им было и остается невдомек. Те же, кто переживает за свой продукт и не видит будущего без его развития – компании другой формации. Они не вышли родом из постсоветского бизнеса, они создаются на свои деньги, они управляются людьми, которые думают не только о том, как набить карманы. И они требуют другого подхода.

Не секрет, что большинство крупных контрактов (позволяющих содержать материальную атрибутику актуальной) реализуются при значительной мотивации работающих со стороны заказчика специалистов. Когда не корпоративные, а личные мотивы движут желанием поработать с агентством, выходит "клюква". То, от чего я старался уйти. Но такой вопрос не возникает, когда ты работаешь с людьми, реально заинтересованными в успешности проекта. Они ищут не дополнительный доход, а возможность получить максимально эффективный результат, что является вполне логичным. И уж тем более речи об откатах не идет, когда инициатором работы является собственник бизнеса. А таких клиентов у нас подавляющее большинство.

А раз речь не идет о материальной заинтересованности конкретного исполнителя, то эффективным будет решение не только грамотное, но и с разумной ценой. Именно об этом и пришлось побеспокоиться в первую очередь. Невысокая цена работ так же перестает интересовать тех, что считает проценты. И это своеобразный элемент "отсева". Адекватное ценообразование стало предметом серьезной работы. Не идти на поводу у рынка, не смотреть на конкурентов – просто делать свою работу за те деньги, которые не вызывают "мук совести" и считаются честно отработанными без всяких сомнений. Это чувство должно создаваться не только у клиентов, но и где-то внутри себя. Справедливого ценообразования страшно не хватает этому рынку. Сотни тысяч и миллионы рублей, которые тратятся на красивые картинки, с которыми непонятно что делать дальше – это реалии не только 2009-го года. Все тоже самое остается актуальным и сейчас.

В тех беседах в кафе, откровенные разговоры о бизнесе позволили сформировать представление и о ценообразовании и о востребованных рынком услугах. Реальным рынком, рынком результатов, но не процессов. Поэтому я попытался убрать все лишнее и ограничивающее из процессов: снизить постоянные издержки, увеличить скорость работы и ее качество в рамках бизнеса, который должен приносить доход. Но целью стала работа, а не заработок. Это позволило упростить многие процессы и сделать ценообразование единым для любых клиентов – первым шоком является отсутствие необходимости на подготовку коммерческого предложения. И это, на мой взгляд, честный подход. Далее, опять же из разговоров с будущими (как оказалось) клиентами, я понял, что система оплаты проектов так же разочаровывает. Отсюда появился принцип постоплаты работ: он стал дополнительным стимулом к внимательному общению с клиентом до начала работ – ведь от этого будет зависеть, поступит ли от него плата за наши услуги. Могу сказать, что пока такие приемы полностью себя оправдывают: клиенты понимают, что альтернативу найти будет сложно. Поэтому проблемы неплатежей не стоит. А если такой прецедент будет – то это означает лишь одно: недоработку с нашей стороны.

Конечно, такие "вольности" не обходятся просто так: взамен мы оставляем за собой отказаться от проекта на первом его этапе – ведь мы еще не связаны финансовыми обязательствами. Такой случай произошел единажды, еще в самом начале работы. Было и такое, что получив контракт и начав работу, мы поняли, что в реальности клиент не получит никаких преимущество после его реализации по сравнению с тем, что у него есть сейчас. Мне кажется, что отказавшись от таких работы мы ничего не теряем. Упущенная финансовая возможность компенсируется добрым именем. С лихвой...

И сейчас складывается понимание, что нам удалось вырватся. Вырваться из этого круга тендеров и конкуренции, где надо делать громче, ярче, креативнее для того, чтобы получать призы и выигрывать больше тендеров, позволяющих делать еще больше проектов и так далее. Мне кажется, что мне и команде удалось уйти из этого глянцевого и не совсем естественного мира, которы так опротивел еще пять лет назад. Оказалось, что другая реальность существует. Оказалось, что есть бизнесы, которые стремятся работать честно, с уважением к своим потребителям. И это вовсе не значит, что их возглавляют альтруисты. Нет, всеми нами движет стремление не только работать, но и получать доход. Только не все готовы поменять совесть на деньги, доходы на потребительские заблуждения. Не все готовы расти через самолюбование и хамство. Для многих эта жертва слишком большая, а на рынке достаточно места и для одних, и для других.

Поэтому тот пост, что был написан почти пять лет назад, оказался преждевременным и недальновидным. И я рад, что я так сильно ошибался.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments