Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Корпоративный социализм. Не делайте из бизнеса тусовку

Вы, наверняка, читали о корпоративах Ричарда Бренсона, внутреннем устройстве Facebook, кампусах Google и прочих красивых внутренних пространствах и методах сплочения коллектива внутри компании. Спортивные залы, совместные походы, корпоративный отдых и социальные блага в виде бесплатного питания и даже проживания для сотрудников компаний создают весьма радужное представление о возможностях, которые дает новое рабочее место. Когда коллектив становится твоей семьей, дружная команда неразлучна и на работе и на отдыхе – наступает корпоративный социализм: исчезает иерархия, страхи перед руководством и конкуренция между подчиненными.

Это большой плюс и отличная модель. Но только в том случае, когда уровень самодисциплины и ответственности – очень высок. А если нет? Если само-мотивация и склонность к педантичному труду не в крови (как у меня, например?). Ведь по своей сути подход, который дает возможность свободно перемещаться и находить себе занятие, отличное от работы может стать способом уклонения от реальной работы. Более того, компанейские отношения в этом случае являются минусом – бездеятельность еще и можно "покрыть". И чем теснее отношения внутри коллектива, тем с большим пониманием мы относимся к увлечениям в рабочее время. Крепкие отношения внутри коллектива помогают в тяжелые времена, когда все дружно затягивают пояса и идут на ограничения... но как часто такое бывает? Как часто компании не сокращают штат в тяжелое время, а просто уменьшают зарплаты всем сотрудникам, чтобы пережить тяжелый период? Лояльность к компании проявляется в тяжелое время. Но действительно проявляется ли? Давайте попробуем откровенно проанализировать эту "корпоративную дружбу", на которую тратятся не малые деньги.

Да, для контроля есть дедлайны. Но они являются скорее стимулирующим фактором, чем ограничивающим. Если у вас есть неделя на реализацию задачи, то сценариев несколько: разбить работу на семь этапов и заниматься ей каждый день либо сделать все, сразу и впритык к дедлайну. Второй подход означает снижение качества проекта. Не всегда, конечно. Но чаще всего. Самое правильное в этой ситуации – отказаться от "внешнего" дедлайна и отдаться в руки сотрудника: апеллируя к его сознательности, самодисциплине и ответственности попросить сделать работу оптимального качества в кратчайшие, но комфортные сроки. Т.е. никак не регламентируя финальную точку проекта.

Если такая ситуация представляется возможной, то допустима любая форма организации бизнеса и досуга. И удаленная работа и формат кампуса для компании. Если нет, то всегда эффективнее будет работать куда более привычная бизнес-система, построенная на иерархии и правилах.

Проблема в том, что создать "тусовку" легче, чем установить теплые отношения внутри коллектива с правилами и уставами. В "тусовку" легче привлечь новых и молодых сотрудников, чьи финансовые обязательства пока еще минимальны. Но за такой легкостью и кайфа от работы скрываются много зол: низкая компетенция из-за отсутствия внутренней конкуренции, медленный рост, низкая производительность труда. Все это ведет к одному: к разрыву между ценностью работы и ее стоимостью. Именно поэтому часто за посредственный продукт просят несоизмеримо много: это не алчность владельцев, это потребности "тусовки".

Но и это еще не все. Проблема в том, что если традиционную систему организации бизнеса можно трансформировать в "тусовку" по мере роста компетенции, ответственности и мотивации, то "тусовку" превратить в эффективный бизнес невозможно. Любое ущемление – будь то бесплатные обеды или возможность поваляться с ноутбуком на диване, будут восприниматься как ограничение свободы и развивать когнитивный диссонанс.

Не поймите не правильно – я не за палочную систему. (И вовсе не хочу получить эпитет "старый пердун" от молодых интернет-маркетологов, стартаперов и дизайнеров). Я просто хочу донести одну простую мысль:

Для того, чтобы эффективно работать в любых условиях (тусовки, кампуса, на дому) надо сначала этому учиться. Учиться трезво оценивать свои способности и недостатки, заниматься самоорганизацией и самообучением, самостоятельно себя мотивировать и т.д... Только тогда вы сможете сделать свой бизнес максимально увлекательным времяпрепровождением, сохранив его конкурентоспособность и эффективность. Но начинать бизнес с "тусовки" или получить ее в качестве первого места для работы за вычетом исключительных случаев будет во вред и бизнесу и карьере.

Tags: бизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments