Вопрос к фрилансерам

К профильным, разумеется: дизайнерам, веб-дизайнерам, рисующим буклеты и логотипы и т.п... Провокционный. Прежде чем ответить "я не такой!" – подумайте. Речь идет не именно о вас, но причины могут быть хорошо вам известны (и вы их успешно побороли).

Существует два вида фрилансеров (к которым я отношу и агентства с количеством сотрудников менее 5-7 человек. Т.е. агентства без организационной структуры).

Первые – правильные. Ответственные, четко и в срок исполняющие свою работу и ищущие причину разногласий в себе, а не в клиенте. В России таких пока замечено не было (исключения я знаю, они как правило узкоспециализированные), а все сказки про "того самого" заканчивались, заканчиваются и будут заканчиваться горьким разочарованием.

Вторые – не правильные. Те, кто работают когда им вздумается и сколько им вздумается, которые с легкостью отказываются от работы, сталкиваясь с проблемами и которые во всем винят заказчиков. В том числе и в своем бедственном положении. Таких в России... да все собственно. Все, кто не такие, либо покинули эту страну, либо собираются ее покинуть в ближайшем будущем. В крайнем случае просто не работают с российскими клиентами (таких тоже много).

Так вот "хитрый вопрос":  почему так? Почему маленькая, как правило производящая продукт дешевый, но очень плохого качества команда, ведет себя таким образом? От вымогания денег (это мы не оговаривали) до полного отсутствия гарантий работ?

Ответ у меня один: потому как клиенты этих компаний норовят обмануть фрилансеров: дать больше работы, чем обещано; "кинуть"; затянуть. Отсюда и вполне разумное переложение всех рисков на клиента: захотел задешево – получай некомпетентных специалистов. Но почему бы тогда не подрастить компетенцию, заняться самообразованием и просить за свою работу дорого?

Но нет же, рынок "внизу" полон не просто подводных камней, а откровенного обмана. Случайно окунувшись в среду free-lance шанс того, что твой проект закончится неудачно – 90%. И тем не менее, этот рынок огромен. Но это не ремесленники в хорошем смысле, которые выбрали для себя крайне узкую специализацию и обеспечивают себя работой по полной и больше. Это уже не "фри-ленсеры", а профессионалы. Эти люди – случайно в профессии. Быстро освоили пару программ и пытаются продать то, чего нет – собственную компетенцию. Не даром они делают сайты и рекламные буклеты, а не занимаются разработкой шрифтов или интерьеров. Это слишком сложно.

Но в чем причина такого подхода к работе? Ведь это не погоня за доходами? Я знаю много  таких людей, которые создают полное дерьмо в течение 5, 10, 15 лет... Дешево и быстро. Проблема в том, что именно это и не дает ни развиваться, ни больше зарабатывать. Проблема эта имеет простое название – лень и отвращение к учебе. Что является следствием черезмерно высокого мнения о себе. Как-то так.

Нет?
Tags:
Компании хотят дешево и получают дерьмо. Закономерно. Спрос дерьма рождает предложение дерьма. Как результат - сайт сейчас можно сделать за еду.

Я SEOшник. В нашей отрасли - то же самое. Зато ко мне идут по рекомендациям. От таких вот "быстро и дешево".
Можно конечно качественно и дорого, но платежеспособных клиентов не густо. Вложения в развитие и учебу не оправдываются при таком маленьком и стагнирующем рынке.
Раньше был именно вторым фрилансером. Начал подрабатывать на втором курсе с полным отсутствием знаний, кроме, разве, композиции и колористики в зачаточном состоянии.

Во-первых, в стране дикий спрос на дизайн по цене битой стеклотары. Полторы тыщи за листовку с 300 позициями, три за сайт и вёрстку итд. И самое главное в таких заказах — скорость и дешивизна.

Во-вторых, консервативность заказчиков, т.е. в данном случае верность такому ширпотребу. И расти в таких условиях невозможно — заказчикам нужен примерно один и тот же уровень.

Так и получается, что ты не развиваешься, и просить больше за свою работу стыдно, но чтоб жить, нужно гнать много заказов через себя. Вот и получается много и плохо.
Но почему бы тогда не подрастить компетенцию, заняться самообразованием и просить за свою работу дорого?

У кого просить?

Для того, чтобы клиент различал хорошо и плохо, нужна другая культура.
Замкнутый круг. Кто-то должен начать первым, и это будет точно не клиент. Или клиент?
Как бы от лица клиентов (хотя и сам пару раз "рисовал сайты быстронедорого"): найти исполнителя, который за адекватные деньги сдаст пригодный продукт оказывается невероятно сложно. То есть среднего сегмента как бы не существует.
Впрочем, таких областей у нас очень много.
Здесь вопрос: действительно ли адекватный продукт стоит адекватных денег? Эти представления порой очень разнятся. Сколько может стоить адекватный сайт – вопрос очень сложный. И не важно даже, что 90% сайтов идентичны... На это есть простой ответ - 25-30 долларов в месяц. Если нет желания сделать что-то особенное и сверх-уникально-функциональное.
делаем дешево и быстро, но всегда соблюдаем сроки
сроки — святое.
если так подводить, то клиентов постоянных не будет же
какой смысл в этом?

~70% новых клиентов "приходят" по рекомендациям,
>7 лет на фрилансе, отрицательных отзывов нет
https://www.fl.ru/users/A_Lanevski/

но мы и не из России
Вспоминается байка про то, как на вопрос "почему вы там в Китае производите такую откровенную фигню?" китаец ответил "потому что вы ее покупаете".
"делаю все 1)быстро, 2)дешево, 3)качественно - выбирайте любые 2 пункта"
Говенных и пафорсных типо "фотографов" ака кнопконажимателей-на-дорогой-зеркалке, еще больше, особенно здесь в ЖЖ, но как-то жеж живем))))
Согласен. Профессионализм фотографа чаще всего определяет длина объектива. Правда фото все кривые и косые получаются, но сразу видно, что профи работает. Так и с дизайнером - если есть Мак, то любой твой дизайн крутой. :)

Edited at 2014-04-24 06:05 am (UTC)
Потому что они - мудаки! Это даже не профессиональное, они как люди мудаки. Если бы они не занимались дизайном, а булочки пекли, то были бы такими же мудаками.. Судьба у них такая)
На мой взгляд нужно учиться не только дизайнерам, но и заказчикам. Очень много не компетенции среди них. Когда собственник малого бизнеса не обладает хорошей визуальной культурой и пониманием что есть дизайн. Т.е. он видит кругом кучу говна и не понимает что это "говно" и просит сделать именно так. Бороться с ними сложно и не оправдывает цели и средства. Либо он просто не может позволить себе делать лого за 200 000, когда у него нет даже такой прибыли в принципе.
Вопрос культуры – вопрос сложный. Но в том и прелесть дизайна, что он не совсем про искусство, а про функцию. Доказать, что ты "нарисовал красиво" – невозможно. Но аргументировать именно такую композицию с точки зрения восприятия – легко. И визуальная культура отходит на второй план, на первый выходит исполнение задачи, за которую, собственно, и платят. Т.ч. на мой взгляд, проблема есть. Но она решаема.
Сергей, вот вы как-то писали, что ваше агентство работает далеко не со всеми клиентами в силу различных причин, включая низкий культурный уровень, представления о бюджете и т.д. Хороших дизайнеров и брендинговых агентств очень мало, и они могут себе позволить выбирать клиентов. А спрос ну очень велик. И куда прикажете идти всем этим отвергнутым клиентам, не вписывающимся в ваши критерии? Все очень просто - есть колоссальный спрос на плохой и дешевый дизайн. Именно на плохой дизайн. Потому что хорошего дизайна такой клиент не примет в силу своего образования и культуры. И вопрос цены тоже напрямую связан с качеством. Ну не может средний по размерам сайт, сделанный за 30000 руб., быть продуманным до мелочей. Люди берут такие деньги, чтобы сделать всё по-быстрому. Иначе такая работа просто не рентабельна. Есть же известная картинка на эту тему с пересекающимися областями: быстро, качественно, дешево.

Так что не вижу здесь вообще никакого вопроса. Ниша дешевого и низкокачественного дизайна умрет сама, как только клиенты станут более требовательны к продаваемому им продукту и перестанут заказывать туфту за 30000. А стать требовательными клиенты могут только при одном условии - когда их уровень культуры и образования будет выше туфты.
Я вот в это не верю. Не верю в "низкий культурный уровень". У нас были разные клиенты, но все они в конце концов принимали тот дизайн, который считали уместным и отвечающим задачам и мы. Были клиенты, которые никогда не интересовались этими вопросами, были те, кто никогда не работал с дизайнерами вне типографии... Формально это как раз тот "низкий культурный уровень". Но это миф.

Художественная подготовка требуется для очень сложных продуктов. И то, не для восприятия, а для правильного поддержания стиля в дальнейшем. Но стремление к прекрасному и гармоничному - оно в природе человека. Это может быть близко или не близко по стилю, но претензий к вопросу "это сделано не качественно" не возникает.

А решать вопрос "стилистической близости" – это уже другое. Это уже скорее психология. И надо сразу понимать, ты будешь бороться с клиентом за свое понимание или идти у него на "стилистическом поводу". Но дизайн, но не про стиль букв, он про их расположение в композиции.

Вот вы приводите пример с сайтом за 30 000 рублей. Если человек умеет делать, образован или просто умеет думать и наделен еще чем-то от природы – он сделает хорошую вещь. Проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев экономия эта не на мастерстве, а на процессе осмысления работы. "Пока другие думают, мы делаем".

Беда не в кривых руках, а в отсутствии головы.
Сергей, а что, "фрилансеры в дизайне" - единственная такая область?

Бригады по ремонту квартир - 90% страдают той же проблемой (сроки-качество-цена неадекватны), те 10%, которые дают качество-сроки (или даже оба сразу) - необязательно будут дороже.
Автосервисы, особенно если "дешевые" - лучше?

Я этому не перестаю удивляться. Но. Какое-то время назад svictorych (компьютерная-электронная родница) писал, что у основной массы его покупателей единственный критерий - цена. И берут любое говно, даже если им продавец объясняет что говно, если оно дешевле "аналогов".

UPD: вот выше поминают фотографов. Но у заказчиков этих фотографов основной критерий - опять цена.

P.S. Давно хочу вступить в клуб "мы не делаем дешевого говна".

Edited at 2014-04-24 11:31 am (UTC)
К вашему комментарию буду использовать интернет сленг: просто бешено плюсую))
Ну, по вашей классификации я редкий вид. Только с частниками не работаю, уж очень часто жалуются на судьбу и просят подешевле. В крайних случаях, если мне интересно. С агентствами куда проще.

Есть еще наблюдение, чем беднее заказчик (особенно мелкие такие собственники), тем больше у них торговли подешевле, побыстрее; хотелок всяких, телефончик покрупнее, это влево, это вправо и тп. Впечатление, что каждую копейку исполнитель должен "выстрадать и проплакать". Видимо происхождение сказывается.
мне кажется не все так плохо как рисуете. Я на фрилансе больше 7 лет, и да начинал я адово, за копейки, со срывами сроков, с пропаданиями и т.д. Но я вам скажу нижний рынок он обоюдно друг друга стоит. Тоесть при низкой финансовой мотивации клиенты умудряются просить миллион вариантов, есть мозг цитатами из CFH в купе с диким хамством и так далее, не говоря уже про кидание(ведь начинающий фрилансер боится просить аванс). В итоге имеем что есть. К слову за первый год моей работы на фрилансе меня кинули в общей сумме на 4-5К $ и это влияет, создает в голове чувство иллюзию необязательности и безответственности.
В определенный момент у фрилансера перклинивает, он начинает расти, брать больше, и с каждым левел апом ситуация меняется, появляется больше уважения, серьезный подход и это заставляет фрилансера и себя самодисциплинировать.

И я бы не сказал что такие фрилансеры единицы и они не из наших краев) Это путь который проходят большинство, и в итоге вырастают в специалистов, за годы общения я знаю таких десятки, конечно возможно и у них бывают факапы которые не всплывают, но факапы есть у всех, даже у больших агентств и студий.
И про рост, это вообще сугубо личная штука и не зависит от фриланса/студии или еще чего либо. В студии специалист растет до определенного студийного среднего, и если он там засиживается то застывает в развитии.
На фрилансе же как раз вараинт взять совершенно невероятный заказ выше, так как ты сам выбираешь, и растешь, постоянно растешь. Легко можешь потратить недельку на изучение нового, так как за предыдущую заработал на три вперед.