Hi-fi. Муки выбора

IMG_0024Я уже давно пытаюсь привести в порядок домашнюю музыку. Не меломан, но последнее время значение музыкального сопровождения рабочего процесса усилилось и создание комфортных условий для работы требует тихого звука, который не досаждает. Вместе с тем я еще и созрел до настоящей музыки. По-видимому. Поэтому еще полгода назад решил заняться решением этого вопроса и даже остановился на недешевом и относительно универсальном решении А7 от Bowers&Wilkins.

Боже, как я ошибался! :-)

Во-первых по поводу качественного звука, во-вторых по поводу "недешевый". Дальнешему изучению сегмента hi-fi поспособствовал новый клиент компании, открывший глаза на новые нюансы. Один лишь переход от файлов mp3 к FLAC смог радикально изменить мое отношение к качеству звучания. А далее появилась куча любопытных слов, которые я начал изучать: ЦАП, фонокорректор, предусилитель, кроссовер, детализация, ширина сцены, атака, импенданс... И вот что я вам скажу: это тихий ужас.

Начнем с того, что, решив разобраться с темой на бытовом уровне за вечер потратил на нее все вечера недели. Сначала первой, потом второй. Я не скрою, мои технические познания не очень велики, а факс приводит в священный трепет до сих пор (слава Богу, что их отменили). Поэтому я искал информацию для дебилов (начинающих меломанов), которую нашел с трудом. Поняв, какие из компонентов hi-fi системы мне нужны, я попытался разобраться, какими техническими характеристиками они должны обладать и как их правильно установить. Эта тема меня затянула глубже – в форумы. Но там - знакомая по Sostav.Ru картинка. Только плохое. Формат большинства записей: "это полное дерьмо, но может и купил бы себе в гараж, если бы были бабки". И холивары, которые не снились обсуждающим тему iOS vs. Android. Полезной информации практически нет, ресурсы окупировали гики, которые не слушают музыку, а анализируют звучание тех или иных технологических решений. И здесь я в тупике: в чем если и наблюдается единство, так это в отношении к продавцам салонов hi-fi. Не самом хорошем, разумеется. Ситуация патовая. Будущий покупатель – в шоке.

Но шок от информационного поля был ни чем по сравнению с эффектом от цен. Скажу честно, они совсем не соответствовали моим первым представлениям. Пережив и смирившись с новой правдой я начал изучать производителей и отзывы об их продуктах, обзоры и сравнительные тесты. С ценой вопроса я ошибся навскидку раз в десять минимум. Конечно, начал я с известных брендов. Быстро определившись с тем, что Pioneer, Yamaha, Denon, Marantz, JBL, Harman/Kardon и все остальные, что я знал, не представляют никакого интереса с точки зрения получения "настоящего звука", я стал припоминать более-менее специализированные, что встречались в форумах. Первым на ум пришел Burmester, который все уважают. Их "стартовый набор" из самого простого проигрывателя CD, усилителя и акустики стоит в России 820 000 рублей. "Там" цена приниципиально не меняется.

Начав с другого конца, и прочитав в авторитетном журнале о том, что сложно требовать что-то выдающееся от компонентов стоимостью в 60-90 тыс. рублей, смирился с тем, что даже имея 10-12 тысяч евро бюджета можно стать обладателем вовсе не референтной, а базовой системы с достаточным звучанием.

Но главная проблема вовсе не в цене. Она – в потребительских качествах продукта. Созданные инженерами, hi-fi компоненты обладают откровенно враждебным интерфейсом. Я не только и не столько о дизайне... Массовый сегмент красен упаковкой, подробными и понятными инструкциями и легкой интеграцией решений. Но если вы хотите, чтобы со звучащей из колонок композиции "упали шторы", а музыка не исходила из колонки, а наполняла комнату и не раздражала после 15-минутного прослушивания, вас, желающего только хорошей музыки, ждет агрессивная и враждебная среда. Я уже не говорю о сюрпризах в виде соединительных кабелей, на которые придется потратить пару тысяч евро (самые "качественные" продаются по 1 миллион 300 тыс. за штуку). Я о подаче самого продукта...

Приходя в автосалон за новым автомобилем вы рассчитываете на презентацию и обслуживание, красивую подачу, ритуал передачи ключей, подробные инструкции и эргономичное и понятное управление. Если сравнивать с рынком hi-fi, то автомобиль свой вы получите с заднего входа, разобранный, в картонных коробках, без колес и инструкций по сборке. За те же деньги. Конечно, можно пригласить сборщиков и настройщиков... Но ведь цены-то не икеевские...

Этот рынок оказался очень запущенным с точки зрения потребителя, желающего на него войти. Более того, он еще и страшно отсталый. Он ориентирован на "аудиофилов старой школы", которые играют винил и супер-сиди. Но учитывая тот факт, что музыкальные файлы без компрессии можно покупать онлайн, на рынке формируется новая аудитория (таких как я), у кого компьютер является медиа-источником. Или даже планшет и смартфон. Проблема здесь не столько в протоколах передачи данных для получения "совершенного звука", сколько в том, на сколько сложно создать саму систему, не обладая специальными знаниями.

Пока hi-fi остается областью для гиков. В хорошем смысле: для людей, хорошо разбирающихся в физике и электронике. Для тех, кого не смущают гостиные, похожие на серверные в бизнес-центрах. Для тех, кто никому не верит... В ином случае вы получите плохое решение в красивой коробке за большие деньги. И большинство таких пользователей как я так и поступают: не имея возможности разобраться с предметом, покупают то, что выглядит внешне более привлекательным и со звуком заметно лучше чем у бум-бокса. Производители, чьи имена на слуху это осознают и этим прекрасно пользуются. Но вот в чем проблема сегмента: по-настоящему качественные продукты, которые стоят каждого потраченного рубля из сотни тысяч – это фанатики звука, а не дизайнеры. И ты обречен выбирать – либо ты слушаешь правильный звук и тебя ненавидят все, кто живет с тобой в одной квартире за изуродованный интерьер, либо ты тратишь деньги на красивые, но пустые коробки. Если хочется совместить звук и дизайн, то добро пожаловать в hi-end. Но порядок цен там совершенно иной.

А что делать нам, бедным начинающим меломанам?

Продолжение следует
"правильный звук" - это рекламная разводка
"правильный звук" - это рекламная разводка. Да, MP3 с низким битрейтом в двойных слепых тестах еще отличают от FLAC, но все остальное - это понты и индустрия вокруг понтов.

Никакого смысла, кроме наслаждения понтами, нету в выдерживании ровности АЧХ или коэффициенте гармоник ниже предела, который человек может обнаружить.

Авторы музыки, есличо, не слушают свою музыку на HiFi аппаратуре (специально, имею в виду, конечно). Зато чем хуже у человека с музыкальной культурой, особенно если он сам не способен писать музыку или оранжировки, или вообще не умеет играть ни на одном инструменте, тем более он всерьез воспринимает дорогую аудиоаппаратуру. Такая гиперкомпенсация.
Re: "правильный звук" - это рекламная разводка
У меня есть музыкальное образование, но разница для меня очевидна. Это очень субъективно, поэтом рождает весь спектр отношений: от великого значения качества кабеля до "рекламная разводка". Объективно судить об этом невозможно, как и о вкусе блюд и вин, например.
Интересный пост, в тему моей увлечённости последних двух лет.
Вы всё правильно написали.
И об астрономических ценах, за которые покупатель очень часто получит продукт, его не удовлетворяющий.
И о "танцах с бубнами", которые для некоторых аудиофилов заменяют собственно прослушивание музыки.
А если вы на соответствующем форуме заикнётесь о юзабилити, вас закидают тухлыми яйцами, и объяснят, что обязательно надо "стоя и в гамаке".

Насчёт "что делать" - могу дать несколько советов, как человек, имеющий иммунитет к аудиофилии.
Можете журнал мой почитать, я как раз сегодня буду заливать первую порцию картинок на тему обустройства КДП.
В конце 90-х болел этой темой, причем так болел, что устроился в одну из компаний по продаже компонентов (не буду рекламировать), чтобы иметь возможность сравнивать и экспериментировать. Мой личный вывод: покупать можно только в том случае, если вы сможете с закрытыми глазами определять замену проводов, акустики, компонентов. Т.е. перед прослушиванием вы их запоминаете на слух, потом ваш друг (продавец) меняет их, а вы угадываете. Мой предел был в безошибочном выборе акустики, СД-плееров, усилителей до 1000 у.е.. Хай-энд не отличал, т.е я понимал что вот сейчас "ламповый" звук, но вот который из них - не мог определить, вообще не видел разницы между 10 тыс. у..е. или 100. В связи с этим успокоился и понял, что мне покупать нужно либо верхний диапазон хай-фая, либо нижний хай-энда. Больше тратить бессмысленно. Кстати, провода межкомпонентные, это вообще сказка, разница была слышна только между "шнурком" и за 20 у.е., дороже покупать мне смысла не имело, валторны звучать звонче не стали, трубы и фаготы как стояли на их местах - так и не двигались. Как слюна булькает внутри услышать не получалось. Шутка конечно ) Муз. образование имею если что.
А зачем вам заморачиваться купите готовое, доступное вам решение.
Я так и сделал, поехал в медиамаркет купил готовый комплект, главное чтоб было достаточное наличие современных входов выходов и автонастройка системы.
Естественно почитал отзывы о комплектующих системы.
Хочу еще добавить, что раньше мог на это убить кучу времени и денег, сейчас считаю что лучше брать что-то готовое.


Edited at 2014-04-16 10:03 am (UTC)
их нет готовых. Пока нашел только Devialet - что-то около 7000 евро. Но к нему нужна акустика и кабели :-) Т.ч. решение не готовое. Ну и связь есть м/у доступным и качественным. Лучше потратить чуть больше, но один раз, чем чуть меньше - но три :-)

Edited at 2014-04-16 10:34 am (UTC)
MP3 с битрейтом от iTunes + DENON X-2000 или 3000 + Акустика DALI + медные провода = идеальный вариант для бедного начинающего меломана :)

От 40 до 60 тыс. руб. за возможность слушать музыку из iTunes в комфортных условиях для работы, которые требуют тихого звука, не досаждают, наполняют комнату музыку и не раздражают.

http://sevruk.livejournal.com/432617.html

А еще я смею утверждать, что вы не услышите разницу между FLAC и хорошим мастерингом из iTunes.
Говорю, как фанат Hi-Fi и меломан со стажем :)
Не могу согласиться с про юзабилити и ненависть сожителей. У моего близкого друга вполне себе серьёзный сетап выглядит и расположен крайне красиво и эргономично. Сейчас этап покупки разных игл (да, это только винил, в силу определённых обстоятельств).
Возможно, цифровой источник добавляет какого-то хаоса, но в мишином сетапе всё минималистично и понятно - проигрыватель, фонокорректор, усилитель, напольная акустика. Небольшая заминка на разных иглах и тонармах-площадках в проигрыватель под них, но тоже нет ничего сверх.
И ещё один момент. Зачем серьёзный звук для фона? Либо шашечки, либо ехать - если хочется слушать музыку, то надо её слушать, а не варить макароны попутно. Если нужен фон к макаронам, зачем он хорошего качества?
фон - это образно. Надо чтобы не громко, но детализированно. Вот :-)
"ресурсы окупировали гики, которые не слушают музыку" — вот по этому я и не люблю отзывы. Либо все плохо, либо все шикарно. Лучше независимые обзоры посмотреть и пообщаться с теми кто пользовался.
"Этот рынок оказался очень запущенным с точки зрения потребителя, желающего на него войти" — можно же заработать вагоны денег)).
Занимался профессиональной концертной акустикой, бывший аудиофил. В этом деле главное вовремя остановиться. Кстати, у Севрука более чем адекватная позиция в этом вопросе ;)

Вся индустрия вокруг аудиофилии - на 80% понты, которые разлетаются в пух и прах о слепые тесты. И таки да, надо быть идиотом, чтобы покупать кабели к колонкам по 50Eu за метр. Потому что в масштабах комнаты нет никакой разницы между этими кабелями из безкислородной меди и обычным проводом ПВС сечением 4-6 кв.мм.

Про "профессиональный" автозвук я лучше просто промолчу.

Вот! Каким бы благим не было стремление и тугим кошелек, не они являются большим ограничительным фактором, а помещение и возможность его переделки под звук. Сглаживание углов, обивка специальными панелями, перезаливка пола акустическим бетоном, замуровывание окон и т.п... :-) Если к этому не готов, то смысла покупать что-то серьезное, оказывается, и нет.
Есть еще немаловажный момент - объем и акустика помещения. Нет смысла вкладываться в хороший Hi-Fi, если невозможно реализовать его возможности. И никто не отменял консультации специалистов в специализированных салонах (я не про тех, кто занимается "впариванием"). Описывается бюджет, предпочтения и подбираются несколько комплектов, которые устраивают по звуку и мощности. Далее выбирается лучший для конкретного помещения. Он и оплачивается (плюс услуги). И что самое интересное, при таком раскладе все остаются довольны. И продавцы, и начинающий "меломан".
Посмотрите ещё вот это - http://www.avantgarde-acoustic.de/zero1/_en/gallery.html

Выглядит современно и усилитель не нужен отдельный.

Даже вроде румкоррекция встроенная есть.
Чтобы отдельное помещение не искать.



Edited at 2014-04-16 11:17 am (UTC)
Да, я эту марку уже успел оценить. Очень привлекательно. PS. Кроме цены :-)

Edited at 2014-04-16 02:15 pm (UTC)
IMHO Начинать нужно с акустики. Хорошие колонки самое важное, остальное вторично. Если конечно не слушать mp3, для mp3 бюджет и в 200$ великоват.
Посмотрите как источник oppo. Можно bdp-105d. Очень неплохо умеет flac.
Ушел от прямого подключения компьютера к системе. Пробовал на 3-х разных.
Периодически, в звуке появляется кака, которая режет слух.
а бывает такое, но без blue ray? :) я пока не понимаю, буду ли я слушать CD. Их надо покупать и хранить – это не очень удобно. И еще их ставить долго:-)
Купите нормальный USB ЦАП+усилитель+акустика по вкусу. Всё так просто:-)
Ключевое слово "нормальный" :-)
А по поводу остального возражений не имею.
Про рынок все верно. Есть всего несколько компаний, на пальцах одной руки посчитать, которые более-менее нормально работают на этом рынке.

Специалистов не найти.

Мы готовим консультантов по полгода. И это при том, что у нас (компании Аудиомания) есть постоянный доступ к оборудованию... А ведь нужно слушать! Без этого любые дистанционные консультации бессмысленны.

На самом деле оборудование за "миллионы" нужно только тем, кто требует "бескомпромиссного" звучания. Для остальных полный набор аппаратуры для музыки, включая колонки, может стоить от 80 тыщ. Руб.

Современный источник звука - это компьютер. Пркупается приличный ЦАП (например, от ADL by Furutech), усилок и колонки. Все.

Если разговор о кино, тема более сложная, но все равно не проблемная.

В общем, если нужно, готов познакомить со специалистами, которые, ничего не впаривая, расскажут, что к чему и помогут. В жж бываю редко, поэтому мыло: timofey@audiomania.ru.
Тимофей, спасибо. Наслышан и настоятельно рекомендовали :-)
Обращусь.
Я немножко с другой стороны в этой теме. Мы выпускаем алюминиевые корпуса для колонок и соответственно общаюсь с производителями. Один сидит в глубоком хай-энде и оснащает музыкой очень состоятельных людей. Он спректировал отдельную серию колонок под помещение, сам подбирает все компоненты, соединяет, настраивает и учит пользоваться.
Второй нацелился на более массовый рынок. Исходя из бюджета он подбирает компоненты, монтирует, настраивает. Правда, мне кажется его сферические колонки для дома великоваты.
Если бы я хотел установить звук, я бы обратился к одному из таких людей. Да, тут есть переплата и тут есть перекладывание ответственности. Зато есть шанс получить полностью работающую систему в своем бюджете.
Согласен, это верное направление. Но это куда сложнее покупки готово го решения, а значит может быть барьером