Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Никто не любит смотреть на трупы. Системы и технологии в дизайне

Тяжелой и непродолжительной болезни снова в строю. И сейчас я хочу коротко написать про системность в брендинговой и дизайнерской работе. В ее основе лежит анализ данных и достаточно выраженная последовательность действий, которая в большинстве случаев имеет право носить гордое название "технологии". Об этом я писал совсем недавно.

В принципе – это вещь хорошая. Системный, немного научный, последовательный подход, который я обычно называю "вдумчивым" позволяет очень многое вынести. Не концентрируясь на конкурентах и стараясь проникнуть в суть бизнеса мы можем выделить для себя весьма много полезного, что в дальнейшем ляжет в основу дизайнерской работы. Т.е. системный подход и технология позволяют нам вычленить преимущества.

Проблема в том, что это единственное, что они позволяют сделать. Да, многие работают бессистемно, руководствуясь одним лишь вдохновением или порывом, собственным видением и чувством прекрасного. И в результате мы получаем работы формата "дизайнер так видит": не обоснованные и часто не решающие поставленных задач. Но системный подход, базирующийся на анализе потом может точно так же упираться в стилистические предпочтения в дизайн решениях. Они, собственно, есть у всех и определяют характер агентства / студии / дизайнера-фриленсера. И чем их меньше, тем (по моему мнению) уровень компании выше.

Но что же сделать, чтобы это разнообразие было ощутимее?

Здесь проблема странная и на первый взгляд кажется, что ее возникнуть не может. Она именно технологическая. Создание своего системного подхода и работа в его рамках не только стандартизирует процессы, но и стандартизирует мышление. Казалось бы, в рамках творческого процесса такого быть не может, но любопытный факт - чем больше систематизировать себя и процессы внутри себя пытается агентство, тем стандартнее и предсказуемее получаются результаты его работы. Это не всегда плохо, но это фаст-фуд, а не ресторан с особым видением кухни. Со всеми вытекающими плюсами и минусами. Однозначно могу сказать, что такой продукт проще продавать. Клиент смотрит на картинки и получает приблизительно тоже самое, что и остальные клиенты компании. Плохо ли это? Не уверен.

Но если такая позиция на рынке не устраивает, то приходится отказывать от технологий. Но игнорировать правила и нарушать их - это совершенно разные вещи. Об этом мы пишем на каждом бренд-буке или гайде: "Правила, описанные в данном руководстве можно нарушать, но никогда нельзя игнорировать". Осознанное нарушение, создание продукта вопреки правилам и существующим технологиям рождает что-то свежее и новое. То, что задает тренд. То, что формирует восприятие, отличное от привычного.

Но здесь есть нюанс. Нарисовать на холсте черный квадрат может каждый. Для того, чтобы вложить в него смысл, надо быть и мастером и гением. В случае с картиной – надо уметь написать канонический портрет. Тогда твой квадрат станет шедевром. Так и в дизайне. Многие пытаются "нарушить правило не зная его". Т.е. работая случайно и внесистемно достичь результата, который могут принять за то самое "нарушение правил".

Такое иногда происходит. Но это случайность, удача, разовый продукт. Его очень много и он часто получает награды на фестивалях, помогая развиваться маленьким компаниям в большие и известные. Но это счастливый билет, выигрыш, которым надо воспользоваться. Воспользоваться для того, чтобы научиться создавать системы и технологии для того, чтобы производить стандартный, массовый дизайн–продукт. Это будет первой ступенью.

Но когда технологии созданы и системы построены, когда дизайн превращается скорее в инженерию и начинает следовать четким алгоритмам (проанализировали, декомпозировали, разобрали на элементы, изменили акценты, собрали заново), тогда агентство начинает выдвать синтетический результат: безупречно-бездушные работы, в которых нечего критиковать. Но в которых и совершенно нечего полюбить. Технология рождает безошибочную стерильность. Технологии рождают холод по отношению к потребителю, который наедине с таким продуктом чувствует себя как посетитель в морге. Но когда все чисто и безупречно, нет повода для любви. Любить необходимо вопреки чему-то. Восторгаться небходимо совершенным сочетанием несовершенных элементов, именно они создают ощущение живого продукта...

И для того, чтобы перейти на следующий уровень, нужны не системы и технологии. Нужны вдохновение, талант и безупречное знание правил, которое позволяет их нарушить. Именно тогда появляются работы, от которых захватывает дух.
Tags: брендинг, дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments