Какономика и жизнь

Цитата из замечательной статьи Глории Ориджи для Esquire:"Какономика является странным, но широко распространенным предпочтением в пользу обмена посредственными продуктами в той мере, в какой никто на это не жалуется. Мир какономики — это мир, где люди не только уживаются с халатностью других, но всегда ждут ее: «Я верю, что ты не выполнишь свои обещания в полной мере, потому как хочу быть свободным от того, чтобы выполнять мои и не чувствовать себя из-за этого неудобно». Странность и интерес ситуации заключается в том, что во всех какономических обменах обе стороны, кажется, ведут двойную игру: есть официальное соглашение, в котором две стороны заявляют о своем намерении проводить обмен на уровне высокого качества, и одновременно молчаливое согласие в том, что скидки на качество не просто допустимы, но и ожидаемы." (Оригинал статьи: http://esquire.ru/ideas/gloria-origgi )

И ведь это действительно правда. Стратегия "без затей" сейчас популярна, как никогда. Российский рынок - не исключение. Но фишка в том, что "скидка на качество" здесь требуется в условно одностороннем порядке: я тебе даю продукт сомнительного качества, но платишь ты как за безупречный. И на это соглашаются чаще не в силу того, что заплатят как-нибудь потом, а лишь из-за того, что понимание "качества без скидок" - отсутствует. Потому, что нет критериев оценки качественного продукта.

Предполагаю, что во многих сегментах данная тема является больной, но на рынке дизайна (от брендинга до веба) проблема насущная и результат - очень похожие какономические отношения под лозунгами типа shit in shit out. Попытки регламентировать понятие "качество" периодически встречаются, но пока кроме смеха ничего не вызывают. Недавно где-то попадалась тема профстандартов для "детского маркетолога", которую пытаются протолкнуть в министерство труда. Ассоциация брендинговых агентств этим типа занимается, но пока вся их работа находится в рамках торговли своими лицами на выставках и конференциях - "плоды труда" соответствуют компетенциям. Доброе начинание, к сожалению, редко подкрепляется элементарными знаниями, отличными от какономических. Та же ситуация в большинстве профессиональных образований - в гильдии маркетологов и всяких ассоциациях, которых уже не так мало. Хотя в последнее время появляются совершенно новые профессиональные формации, решающие более утилитарные задачи (воспитание кадров, например) и не служащие удовлетворению амбиций.

А проблема в том, что систематизировать и стандартизировать - очень сложно, а иногда просто невозможно. Исправлять "какономическую" ситуацию можно только своим примером, своей работой. Потому как в ином случае все закончится растратой компетенции, о которой я писал недавно. Для первого поколения рекламистов и маркетологов, специалистов по брендингу и дизайну такое уже произошло: знамена былой славы покрылись изрядным слоем пыли. Это заметно по тому, как все сплоченнее становится "тусовка" лидеров начала 2000-х. Клиенты и агентства объединяются в замкнутые системы потому, что проповедуемые подходы становятся все менее и менее актуальными. Речь не идет о качестве - "к пуговицам претензий нет". Речь идет о сути взаимоотношений, об идеях и идеологии. Ведь не на количественном, а на качественном уровне сейчас меняется среда. Сейчас нет кризиса формы, есть кризис содержания, а какономическими ресурсами эту потребность не удовлетворить.