Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Проблема развития продукта: несбыточная мечта о "классике"

Первый компактный внедорожник был представлен миру в 1977 году. Он был меньше, экономичнее, удобнее и дешевле, чем присутствующие на рынке Jeep и Range Rover - максимально близкие на тот момент представители внедорожного сегмента (помимо утилитарных моделей, которые были не удобны для городского использования). Этот автомобиль назывался Lada Niva.

Отличная идея советских конструкторов спровоцировала рост сегмента, но эта идея не получила дальнейшего развития и "Нива" в своем практически первозданном виде существует до сих пор. Интерес к этой машине угас, хотя в начале 80-х она продавалась в Великобритании (на ней ездили даже сельские полицейские), Австралии, Новой Зеландии и, конечно, Европе. Несмотря на отличную идею, продукт угас из-за отсутствия развития. И не только он один. Таких примеров на рынке – масса.

Мы все время пытаемся изобрести что-то, что может стать классикой и обеспечить нас на долгие годы. Но так ли много в мире продуктов, которые в неизменном виде производятся с завидным постоянством. На самом деле – их крайне мало. Просто все они на виду и на слуху. Но пройдитесь по гипермаркетам и взгляните на полки. Сколько вы насчитаете такой "классики" среди 20-30 тысячного ассортимента? Пусть это будут сотни продуктов.

Более того, стремление получить что-то "классическое" и "традиционное" (тот продукт, который будет по праву называться таковым) мы многое делаем не правильно. Например, сосредотачиваемся на существующей классике, пытаясь воспроизвести ее собственными силами. Несмотря на то, что так не бывает.

Нынешнее "классическое" решение когда-то было инновационным. Просто из всех доработанных, обновленных и переосмысленных продуктов оно одно удержалось в ассортиментном ряду. Классическими становится решение / вкус / цвет / форма лишь в сравнении с альтернативами, предлагаемыми самой компанией. А если компания не экспериментирует, не создает ничего нового, то вместо классического мы получаем морально устаревшее решение, от которого потребители устали.

А ведь именно они, потребители, определяют тот самый вкус / цвет / модель - как классический. Сравнивая его с новинками, предлагаемыми компанией. И далеко не всегда первый из созданных продуктов становится тем вожделенным, "классическим". Он появляется в процессе доработки, совершенствования текущего продукта. Хотя, безусловно, бывают исключения. Но часто ли визитной карточкой компании остается ее самый первый продукт?

С точки зрения российского бизнеса - почти всегда. Количественный рост присутствует постоянно: вкусы, форматы упаковки, цвета... Но качественное развитие продукта - это редкий гость на нашей кухни. Почему? Потому как линейно расширяться – всегда проще. Иметь большой ассортиментный ряд проще, чем иметь немного оригинальных продуктов, создающих лицо. Но вот проблема: раз ты ищешь легкий путь развития, то тебя скопировать значительно легче. Более того, ты обречен быть банальным. А в кризисное время (особенно) это становится проблемой - оснований для выбора продукта все меньше и меньше.

Создал – остановился – посмотрел назад: таково наше развитие сейчас. Рецепты и технологии, которые мы тянем из (советского) прошлого, думая что они классические, таковыми не являются в подавляющем большинстве случаев. Они являются привычными. Но привычки появляются не только тогда, когда ты остановил выбор на лучшем, но и тогда, когда потребление безальтернативно и "классика" - это единственное, что есть в наличии.

Вот и получается, чтобы стать по-настоящему классикой и примером для подражания, создать себе "адвокатов бренда" и пользоваться сарафанным радио вместо рекламных кампаний – надо все время идти вперед. Надо развивать самый успешный продукт. Развивать аккуратно, последовательно, но развивать. Как "Порше" свою 911-ю модель, но не как АвтоВАЗ свою "классику".
Tags: бизнес, брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments