Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Знания по требованию. Загадка третьих мест, стартаперов и сомнительных образований

В чем причина популярности многих весьма сомнительных с точки зрения обывателя образовательных проектов? Например TED или ИКРа? Крупицы знаний среди красивых рассказов о своем безоблачном будущем, о новом офигительном стартапе  - это их  суть. Фейс-трейдингом занимаются многие, и не только в брендинге. Но бешенная популярность такой образовательной программы как TED, откуда она взялась?

Это весьма странно, но исследования Survey Monkey показывают, что 82,4% стартаперов получают новую информацию и знания... от своих же коллег и только половина из них пользуется сторонними советами. Второй по популярности ресурс - это социальные сети и блоги... собственно своего же круга общения. Это во многом объясняет то, что в реальности образовательные программы, основанные на незавершенном опыте ("вот так мы задумали такую закрутанскую штуку и так начили привлекать инвестиции... все!") не дают возможности развиваться самим же стартаперам. Багаж знаний не увеличивается качественно, происходит накопление разносторонней информации об одном и том же. Но такая ситуация всех устраивает.

Во многом это объясняется очень простым фактом: большинство новых проектов рассчитывают быть проданными в течении ближайших трех лет после старта. Для этого нет необходимости копать глубоко в продукт, зато есть четкое понимание того, что необходимо сделать для привлечения инвесторов и последующей выгодной продажи проекта. "Номером один" на рынке желают стать значительно меньше, а стать в течение трех лет просто стабильной компанией - такая перспектива на последнем месте.

Из этого можно сделать весьма простые выводы, но цель заработать ставят перед собой лишь треть из опрошенных. Приблизительно столько же людей целью стартапа ставят формирование собственной креативной команды  (29%), а на третьем месте... собственное же обучение.

Последний момент наиболее интересен. 17% респондентов говорят о том, что целью создания коммерческой компании было самообразование. Т.е. получение практического опыта не после, а параллельно с получением знаний. И это совсем не укладывается в образовательную модель, которую мы привыкли.

Если раньше знания распределялись вертикально, от старшего учителя к младшему ученику, то сейчас обмен знаниями происходит горизонтально - внутри социальной группы между ее членами. Это очень удивительная штука.

Ведь действительно, для получения знаний нет необходимости учиться "азам". Все необходимое, "субститут учителя" можно найти в сети. Сначала информацию очень спорную и даже примитивную, для понимания предмета. А при интересе - идти глубже и изучать все больше и больше, формируя собственную компетенцию.

Но в чем фишка: вы не сначала получаете знания "скопом" и пытаетесь применить их на практике через пять лет. Все намного круче. Вы получаете знания on demand - тогда, когда они для вас важны и актуальны. Тогда, когда сами знания актуальны. А экзамены заменены куда более эффективным мерилом современного бизнеса - продажей.

Стартап в этом свете выглядит уже совсем по-другому. Стартаперы и их спонсоры инвестируют скорее не в проект, а в людей. Вместо приемных экзаменов - аккумулирование средств для старта. Вместо обучения - развитие проекта, включая приобретение опыта в финансах, маркетинге и коммерции. Вместо государственных экзаменов - место на рынке или цена сделки по поглощению. И убедить дать денег на старт порой куда сложнее, чем написать сочинение и сдать экзамен по истории.

Единственные, кто от этих экспериментов проигрывает - это мы с вами, потребители. Я помню ужасающую кухню из "третьих мест" при ценнобразовании без стеснения. Я помню криво работающие проекты и много всяких странностей. Но, с другой стороны, мы учимся а они, стартаперы, используют самый мощный из своих ресурсов - взаимную поддержку. Ведь, как мы помним, 82% от этой аудитории учится друг у друга. А значит - они друг друга поддерживают. И с набором компетенции сила "хипстеров-стартаперов", к которым мы относимся пренебрежительно, возрастет. Но мы ведем свой бизнес одиноко, а им свойственно стремление к коллаборации и поддержке. И кто победит в конкурентной борьбе лет через 5-10 - уже не понятно :-)
Tags: бизнес, маркетинг, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments