Мнимая рационализация через отрицание брендов

"Я бренды не признаю" - такую фразу можно услышать достаточно часто. Произнося ее автор демонстрирует, что не подвержен влиянию маркетинга и брендинга компаний-производителей. Такая позиция является как-бы противоположной к позиции "есть только один автомобиль - MB" или "я фанатик Apple" и демонстрирует силу чего-то там. Наверное, независимость мышления и трезвость рассудка. Как бы ни так.

На такого потребителя бренды воздействуют не меньше, а с ровно той же силой. Но в противоположную сторону. Есть воздействие положительно, есть отрицательно. Но вот только позиция "отрицания" - это по сути своей самообман. Почему?

Когда мы объявляем себя сторонниками, мы доверяемся эмоциям и иррациональным мотивам выбора. "Опыт (свой и чужой) + нравится". Но когда мы нарочито избегаем - мы так же доверяемся эмоциональным мотивам,  но дополняем их мыслительными. Мы как бы сравниваем, но лишь то, за что не переплачиваем, как за бренд. С нашей точки зрения. В данном случае эмоциональные мотивы мы окрашиваем скорее отрицательно ("знаю я, что такое ваше немецкое качество" и т.п.). В общем, у вашего iPhone бока царапаются...

Но ни здесь, ни там - нет ничего рационального. Есть опыт, есть сравнение, есть необъяснимое с точки зрения логики отрицание или принятие. Рационально-эмоциональный выбор, в процессе которого мы получаем оптимальный по своим свойствам и нашим потребностям продут - мы не делаем. Вдруг среди выкинутых популярных брендов будет продукт с оптимальным соотношением цены и ценности? Более того, вероятнее всего но там и будет.

Игнорировать бренды с толком для себя - не значит не быть их приверженцем или отрицать их. Это означает, что вы просто выбираете то, что вам больше подходит не взирая на общественное мнение по этому поводу. И это - черта людей с действительно независимым мышлением, тех, кто не боится штампов и ярлыков, которые они получают в нагрузку к известной торговой марке или ее отсутствию. И это настоящая, а не мнимая свобода выбора.
Бренд - это способ коммуникации. Как Мерседес для мужчины и Прада для женщины. "Я игнорирую бренды" - это не более, чем коммуникация своей оригинальности. Причём, вербальная, а не демонстрационная.
Это понятно. Я про то, что используя такой подход не получишь рационального решения. Потому как большинство "брендов" стали ими благодаря оптимальному на рынке соотношению цены и ценности своего продукта.
Я про то, что бренды тоже входят в зону выбора. Но после того, как от конкретных продуктов происходит отказ (в основном из-за цены), люди проводят рационализацию. Точнее демонстрируют её на публику.
Это как раз случай вполне понятный. Но есть и такие, когда мы категорически отказываемся включать какие-то вещи в зону выбора. Потому как "не признаем" и заочно считаем, что они для тех, кто хочет быть обманутым.

Очень часто это не причина, а как раз то о чем пишете Вы - порыв рационализации собственного выбора (Не купил потому как Х - для лохов, которые не считают деньги).
Но есть и такие, когда мы категорически отказываемся включать какие-то вещи в зону выбора.

Не думаю. Проверочное слово - "категорически"

Просто у каждого бренда есть обратная сторона. Причём, она вызывает не рациональное отрицание, а ненависть, ещё более эмоциональную, чем любовь. И чаще всего это маркирующие признаки.

"Айфон - это дорогие игрушки (для пидарасов)" - это не игнорирование бренда, а антибренд. "Х - для лохов" - это опять же заявление "Я не лох"
так я как раз про это и пишу. Игнорирование - в данном контексте это правильный подход. Мы понятие бренд сначала изымаем из выборки, рассматривая всем известные марки наравне с теми, которые не известны ни кому.

Не правильный - это отрицание. Как и полное разделение.

А про подтекст - я совершенно согласен
Ну, Сергей, ты тут практически переносишь на маркетинг основной постулат психоанализа, из-за которого он не признается теоретиками науки наукой )))
Так поэтому и маркетинг не считается наукой - ибо здесь доля психоанализа очень велика :-)
судить по себе стоит не всегда
Для меня, вот какая-нибудь упомянутая Прада и много чего другого из шмоточных брендов вообще не бренды, потому что мне глубоко пофиг на все это. Нет еще такой марки, где я заранее бы знал, хотя бы, что существует повышенная концентрация того, что мне нравится.
Хотя по магазинам я каждый раз захожу почти во всех из их, когда ищу вещь для покупки.

Могу утверждать с полной уверенностью потому, что я не знаю брендов почти никаких вообще, кроме тех, что сами мозолят глаза и то далеко не все из них помню. К примеру, из марки часов я только ролекс могу и назвать и все. И то не уверен, на сколько они крутыми считаются до сих пор и пр.
Среди автомобилей для меня есть бренды. И то потому, что в свое время я влюбился в концепт-кар "Нувалари" и современные ауди а5 очень похоже на него. Где-то либо еще, ну, с большой натяжкой разве что.
Re: судить по себе стоит не всегда
даже зубную пасту я покупаю каждый раз разную, т.к. не помню как называлась последняя, что брал. А уж понравилась ли она мне больше предыдущей или нет, вообще скрыто далеко в памяти. :)
Re: судить по себе стоит не всегда
Подскажите, плиз, из бытовых швейных машинок какую лучше выбрать Brother или Jaguar? ))
Re: судить по себе стоит не всегда
вам ответить как менеджеры отвечают или лично я считаю? :)
Re: судить по себе стоит не всегда
Как вы, конечно. Грех не прислушаться к инсайдерской инфе, я почему-то склоняюсь к Brother.
Re: судить по себе стоит не всегда
У вас очень правильный заголовок :-)
Реклама - она почти как пропаганда
В том смысле, что на принятие решений влияет только время прослушивания. Поэтому единственный реальный вариант подходить к вопросу нетронутым ментально - не читать и не слушать. В самом прямом смысле.
Откуда брать информацию для принятия решений? От незаинтересованных в продаже.
"Потребители-рациональные люди. Но их рацинальность не обязательно является той же рациональностью, которая отличает производителя: это рациональность их личной ситуации.
Если вы считаете, что потребители нерациональны,-это такая же опасная ошибка, как и допущение, что рациональность потребителя аналогична рациональности производителя или должна быть такой."
Питер Друкер "Эффективное управление ("Managing for results")