Аргументы изнутри коробки. Есть ли у Вас силы взглянуть на себя со стороны?

Очень часто встречаю подход, когда все, что является недоступным - объявляется не правильным. Если это товары - то "переплата за бренд", если это услуги, то "никому не нужны". Такое вот субъективное отрицание. Оно очень упрощает жизнь, делая ее примером "оптимального подхода", когда плохо все то, что не моё. И, соответственно, хорошо только то, чем обладаю я. Это и есть тот самый взгляд из коробки, который мы часто пытаемся преодолевать в бизнесе. Но этот out of the box thinking невозможен в работе, если в жизни ты осуждающе смотришь на выбор других. "Осуждающе" в данном контексте значит "неодобрительно", "я бы сделал лучше".

С одной стороны - критическая позиция крайне важна. Ведь история маркетинга нам явно говорит о том, что все отличные и прорывные идеи появляются не благодаря поиску новых возможностей, а благодаря изучению недостатков в существующих продуктах. И в этом контексте "я бы сделал лучше", подкрепленное самим "сделал" - сильнейший из мотиваторов. Вскрывать недостатки чтобы полноценнее удовлетворять потребности - это самый эффективный ход. Не выдумать то, чего еще нет, а анализировать то, что есть, но плохо сделано. Такие поиски дают более интересные результаты.

Но чаще всего происходит по-другому. Мы идеализируем и рационализируем собственный выбор, поступки, видение и для того, чтобы продолжать ими наслаждаться просто закрываем для себя источники получения новой информации для сравнения и анализа. Это дает возможность насладиться моментом. Но это ставит точку в развитии.

Такой подход чаще всего встречается у авторов книг, которые становятся заложниками своих произведений. Есть твой труд хорошо продается - значит ты прав. И на какой-то момент времени так и есть. Но вокруг меняется все - от потребностей и мотивов до способов их удовлетворения. И игнорирование изменений - это шаг в пропасть. Но если ты создал рецепт и доказал его работоспособность, то ты провел большую работу, вознаграждение за которую - твоя правота. На долгие годы, пока сам не улучшишь свой же рецепт. От этого - нетерпимость к тому, что вокруг. От этого - отрицание иного мнения. От этого - восприятие всех вокруг как "меньших собратьев". А ведь на самом деле рецепта нет и быть не может. "Рецепт", "правила", "концепции" - это то, во что мы хотим верить. И выбирая для себя самую понятную и соответствующую нашему внутреннему состоянию - мы ей следуем. Но если мы фокусируемся лишь на том, что нам понятно и доступно, мы тормозим свой рост, загоняя себя в рамки стереотипного мышления. А стереотипы - это враг бизнеса номер один. Да и вообще враг любого развития, в том числе и личностного.

Именно из-за них мы становимся малоподвижными и косными. Именно поэтому чем дальше, тем больше мы укрепляем вокруг себя стену из "аргументов изнутри коробки" - не видя изменений вокруг. Точнее, их игнорируя. При этом в какой-то момент времени наступает осознание того, что мир ушел вперед, и мы выхватываем из всей истории развития самый последний и модный момент, пытаясь продемонстрировать свою актуальность. Так о маркетинге в интернет рассуждают приверженцы рекламных подходов из 20-х и 30-х годов прошлого века. Так мы пытаемся применить современные тренды в дизайне к устаревшим подходам в брендинге, так мы пытаемся натянуть актуальную упаковку на морально устаревший продукт, вызывая лишь усмешку со стороны потребителей (см. первый абзац).

Взглянуть иначе, позволить себе роскошь подумать, что перед тобой не идиот, а человек, обладающий не менее ценной информацией себе позволить могут только редкие смельчаки. Ведь если завязать беседу, то может обнаружиться, что "идиот" -  вовсе не оппонент. А такая мысль крайне неприятна. Кому же хочется сделать неприятное открытие? :-)

Но нет другого способа в развитии и совершенствовании. Если у тебя нет ощущения, что ты ничего не знаешь, что твой бизнес - не открытая книга, а полная неразрешимых загадок неопределенность - будет стабильность и покой, но не развитие. А в бизнесе стабильность и удовлетворение собственной работой - это смерть. Потому как бизнес - это всегда движение, всегда новые знания и всегда неопределенность будущего, которую мы стараемся минимизировать, создавая под это будущее новые технологии работы и постоянно меняя свой рецепт успеха.

Хотя альтернатива всегда есть. Можно отгородиться ото всех вокруг и жить в собственном мире, выкидывая периодически "наружу" яркие популистские лозунги и занимаясь самовосхвалением. Тоже метод. Им идут многие, создавая даже гильдии и ассоциации, чтобы не чувствовать себя одинокими. Ведь чем больше вас внутри цирка, тем меньше смущает мнение об этом цирке извне. Это так же, как и с нашей властью :-)
От этого - нетерпимость к тому, что вокруг. От этого - отрицание иного мнения. От этого - восприятие всех вокруг как "меньших собратьев".

Я бы так резко зависимость не выводил бы. Наглость и уверенность в собственной непогрешимости - это, скорее, предпосылки для вознесения в ранг гуру. Особенно, на диких и нездоровых рынках.

То есть, самовосхваление - это не результат покорения (локальной) вершины, а непременное условие её достижения. (И фиксации этого достижения окружающими)

Те, кто всё время в поиске, не в состоянии расчистить полянку и собрать на ней толпы поклонников. Потому как, только они обратят взоры к новой идее, непоседливый автор уже сбежал к следующей.

А в бизнесе стабильность и удовлетворение собственной работой - это смерть.

Это (а) медленная смерть и (б) важная для владельца бизнеса. Для карьеры же, особенно с правильным переходом на более высокую позицию, это как раз среда самая питательная.

Edited at 2014-02-09 12:51 am (UTC)
Я согласен с тезисом про условие достижения. Но вот проблема - позиция гуру очень непрочна. Так же как и позиция любимчика публики. Для того, чтобы угодить стараться угодить всем (собрать бОльшую толпу поклонников) надо обобщать и упрощать. "Популяризировать" и "коверкать смысл" - становится синонимами.

Поэтому такие "гуру" часто меняются. Я вижу это и по маркетингу и по брендингу. Что здесь, что на западе. Сколько прорывных идей, от которых балдели маркетологи забыто за последние 10-15 лет? Сколько бестселлеров потеряли свою актуальность буквально через несколько лет после издания?

Мне кажется, что куда сильнее объединяет не конкретная идея, а образ мысли, базовые ценности. Они не противоречат стремлению развиваться и отрицать достижения и прорывы предыдущих периодов. Но сформировать такой пул приверженцев значительно сложнее, чем срывать аплодисменты залов на выставках, к примеру.
Насколько я вижу, местные гуры каждые 10-15 лет рождают новый бестселлер и новые идеи, понятные не только ребёнку но и менеджеру, простые ясные звонкие и пустые как свежекупленная погремушка.

И после звёздного взлёта при хорошем проведении полянка обычно не сжимается до нуля, а продолжает приносить стабильный, пусть и не такой большой доход.

Впрочем, тут под кризис было массовое попадание звёздных менеджмент и бизнес коучеров под уголовное преследование по поводу уклонения от налогов и финансовых махинаций.