Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Подлинность в дизайне. Новая эра.

Все началось с появления Windows 8 и сформировалось в тренд после презентации iOS 7. Впервые (на моей памяти точно) дизайн интерфейса операционной системы определил не тренд, а скорее новую эпоху в дизайне. Посмотрите на сколько быстро этот тренд охватил рекламу и брендинг (О, сколько "ребрендингов в тонкие шрифты" нам предстоит увидеть в наступающем году!). Но из сиюминутного про-хипстерского увлечения, где тонкие шрифтовые решения и лаконичные знаки противопоставлялись сочным и жирным надписям матерых корпораций, незаметно, менее чем за десять лет выросла целая идеология. Идеология подлинного дизайна.

История повторяется. Ровно 115 лет назад Адольф Лус в своем "Орнаменте и преступности" обвинил последователей "ар-деко" в том, что они прячут правду за украшением, назвал это все паталогией и культурным разложением. Весь этот умопомрачительный неистовый модерн, которым мы сейчас наслаждаемся в Австрии и Германии, кстати.

Но через 100 лет ситуация повторилась. И снова стремление к подлинности и достоверности начинает одерживать верх над скеуморфизмами и орнаментированием. Но теперь не архитектура, а пользовательские интерфейсы, перегруженные черезмерными украшениями, стали оплотом новой идеологии. Мы долго привыкали к пресыщенным и красиво прорисованным интерфейсам, которые стали нормой. И лишь "глоток свежего воздуха" в прямом смысле слова оказал шокирующее, но отрезвляющее воздействие.

В чем смысл этого самого подлинного или аутентичного дизайна?

Все очень просто. Основа - это стремление к большей достоверности и переход к более функциональной эстетики. Подлинный дизайн стремиться покончить с ненужностью. Нет необходимости маскировать информацию поддельными текстурами, маскируя тем самым собственные оплошности. Функции должны быть представлены в наиболее оптимальной форме: элегантность решений напрямую связывается с их эффективностью.

Но в этом и проблема. Необходимо новый виток дизайнерских компетенций, и очередной "фильтр трендом" выдержат не многие. Почему будет сложнее? Да потому как необходимо будет искать красоту в чистом содержании. Прикрывать пустоты "узорами" не позволяет сам подход, сама идеология. И если вам нечего сказать, то и создать достойную форму будет очень сложно. Если красота формы зависит от содержания, то создающийся стиль будет естественным результатом творческого мышления, а не отдельным процессом по приведению в гармонию иерархической структуры путем ее декорирования. Т.е. мы становимся ближе к тому, что гениальное инженерное решение эстетично уже по своей сути. То же произойдет и с графическим дизайном.

Но нельзя путать аутентичный дизайн и минималистичный. Это разные вещи. Минималистичный дизайн создается путем отказа от всего лишнего - сейчас его проповедуют многие гуру веб-интерфейсов, например. Идея убрать все лишнее - правильна. Но сокращение должно быть вдумчивым. "Сомневаешься - удаляй" является правильной идеей, но убирать нужно с великой осторожностью.

Минимализм эксплуатирует идею того, что чем меньше элементов для визуальной обработке, тем проще. Но в этом как раз есть и ошибка: минимализм не признает место визуальных подсказок, которые помогают упростить восприятие. Как яркий пример в дизайне тех же интерфейсов - отсутствие графических группировок для элементов навигации на сайте. Это сейчас не принято, не в духе минимализма. Хотя на самом деле такой подход принципиально упрощает понимание интерфейса, а минималистичная сдержанность дает голове пользователя больше работы. Это лишь частный случай из Smashing Magazine, но он, на мой взгляд, достаточно наглядно объясняет разницу между аутентичным и минималистичным дизайном. И Facebook проводит свои изыскания в области дизайна интерфейса в том же ключи. Т.ч. истина точно где-то рядом :-)

В общем, "подлинный дизайн" начинает занимать свое место и в умах, и на рынке. Почему я думаю, что он из тренда "плоского дизайна" (flat design) превратится в целое направление? Мне кажется, что ответ лежит на поверхности. Это та самая потребность в экологичном дизайне, о которой Дитер Рамс писал 50 лет назад. Вокруг нас становится слишком много раздражителей, слишком много информационных потоков конкурируют между собой за наше внимание. А так как большинство времени мы проводим перед экранами, то обуздание неистового скеуморфизма поможет нам справляться с теми же задачами, что и раньше, но с меньшими визуальными усилиями: не надо мысленно обрабатывать поверхность, похожую на кожу; не надо выискивать необходимое среди трех минималистичных переключателей...

Стремление к подлинному дизайну - это стремление к содержанию и к красоте функции. Без излишеств. Возможно, кто-то найдет это скучным. Но скуку можно развеять, побродив по улицам Вены :-)
Tags: брендинг, дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments