Подлинность в дизайне. Новая эра.

Все началось с появления Windows 8 и сформировалось в тренд после презентации iOS 7. Впервые (на моей памяти точно) дизайн интерфейса операционной системы определил не тренд, а скорее новую эпоху в дизайне. Посмотрите на сколько быстро этот тренд охватил рекламу и брендинг (О, сколько "ребрендингов в тонкие шрифты" нам предстоит увидеть в наступающем году!). Но из сиюминутного про-хипстерского увлечения, где тонкие шрифтовые решения и лаконичные знаки противопоставлялись сочным и жирным надписям матерых корпораций, незаметно, менее чем за десять лет выросла целая идеология. Идеология подлинного дизайна.

История повторяется. Ровно 115 лет назад Адольф Лус в своем "Орнаменте и преступности" обвинил последователей "ар-деко" в том, что они прячут правду за украшением, назвал это все паталогией и культурным разложением. Весь этот умопомрачительный неистовый модерн, которым мы сейчас наслаждаемся в Австрии и Германии, кстати.

Но через 100 лет ситуация повторилась. И снова стремление к подлинности и достоверности начинает одерживать верх над скеуморфизмами и орнаментированием. Но теперь не архитектура, а пользовательские интерфейсы, перегруженные черезмерными украшениями, стали оплотом новой идеологии. Мы долго привыкали к пресыщенным и красиво прорисованным интерфейсам, которые стали нормой. И лишь "глоток свежего воздуха" в прямом смысле слова оказал шокирующее, но отрезвляющее воздействие.

В чем смысл этого самого подлинного или аутентичного дизайна?

Все очень просто. Основа - это стремление к большей достоверности и переход к более функциональной эстетики. Подлинный дизайн стремиться покончить с ненужностью. Нет необходимости маскировать информацию поддельными текстурами, маскируя тем самым собственные оплошности. Функции должны быть представлены в наиболее оптимальной форме: элегантность решений напрямую связывается с их эффективностью.

Но в этом и проблема. Необходимо новый виток дизайнерских компетенций, и очередной "фильтр трендом" выдержат не многие. Почему будет сложнее? Да потому как необходимо будет искать красоту в чистом содержании. Прикрывать пустоты "узорами" не позволяет сам подход, сама идеология. И если вам нечего сказать, то и создать достойную форму будет очень сложно. Если красота формы зависит от содержания, то создающийся стиль будет естественным результатом творческого мышления, а не отдельным процессом по приведению в гармонию иерархической структуры путем ее декорирования. Т.е. мы становимся ближе к тому, что гениальное инженерное решение эстетично уже по своей сути. То же произойдет и с графическим дизайном.

Но нельзя путать аутентичный дизайн и минималистичный. Это разные вещи. Минималистичный дизайн создается путем отказа от всего лишнего - сейчас его проповедуют многие гуру веб-интерфейсов, например. Идея убрать все лишнее - правильна. Но сокращение должно быть вдумчивым. "Сомневаешься - удаляй" является правильной идеей, но убирать нужно с великой осторожностью.

Минимализм эксплуатирует идею того, что чем меньше элементов для визуальной обработке, тем проще. Но в этом как раз есть и ошибка: минимализм не признает место визуальных подсказок, которые помогают упростить восприятие. Как яркий пример в дизайне тех же интерфейсов - отсутствие графических группировок для элементов навигации на сайте. Это сейчас не принято, не в духе минимализма. Хотя на самом деле такой подход принципиально упрощает понимание интерфейса, а минималистичная сдержанность дает голове пользователя больше работы. Это лишь частный случай из Smashing Magazine, но он, на мой взгляд, достаточно наглядно объясняет разницу между аутентичным и минималистичным дизайном. И Facebook проводит свои изыскания в области дизайна интерфейса в том же ключи. Т.ч. истина точно где-то рядом :-)

В общем, "подлинный дизайн" начинает занимать свое место и в умах, и на рынке. Почему я думаю, что он из тренда "плоского дизайна" (flat design) превратится в целое направление? Мне кажется, что ответ лежит на поверхности. Это та самая потребность в экологичном дизайне, о которой Дитер Рамс писал 50 лет назад. Вокруг нас становится слишком много раздражителей, слишком много информационных потоков конкурируют между собой за наше внимание. А так как большинство времени мы проводим перед экранами, то обуздание неистового скеуморфизма поможет нам справляться с теми же задачами, что и раньше, но с меньшими визуальными усилиями: не надо мысленно обрабатывать поверхность, похожую на кожу; не надо выискивать необходимое среди трех минималистичных переключателей...

Стремление к подлинному дизайну - это стремление к содержанию и к красоте функции. Без излишеств. Возможно, кто-то найдет это скучным. Но скуку можно развеять, побродив по улицам Вены :-)
Скевоморфизм подошел к своему логическому пределу. Дальнейшее увеличение детализации не дает новых качеств. Все меньше объектов реального мира могут послужить хорошей метафорой для функций интерфейса.

Хочется, чтобы глаз отдыхал и "цеплялся" только за суть вещей.
история повторяется: Apple реинкарнировал идеи Форда, а теперь проповедники подлинности в UI осваивают архитектурный идеи Баухауза и модернистов :-)
История повторяется: за плоским дизайном наступит вновь арт-деко. )) Думаю не в стилистических трендах прячется идеология подлинного дизайна. Точно и понятно передать сообщение визуальным способом - вот, на мой взгляд, область поиска подлинного дизайна, а будет найдено решение помощью орнамента или простых геометрических фигур - не столь важно.
возвращение орнамента так же неизбежно, как и новый его уход. на моей только памяти мятник качнулся от минимализма к избыточности уже раза три. дизайн тут вообще ни причем.
"обвинил последователей "ар-деко"..."

Думаю имелось ввиду Ар-нуво. А по сути поста - согласен.
Упс, думал одно, спешил и написал другое. Вы правы, конечно :-)
А смысл в таком уточнении относительно поиска Сергеем идеология подлинного дизайна (если нам действительно интересно найти некую суть) ведь арт-деко это производная от того же модерна (ар-нуво)?
Уточнение важное, потому, что Ар-деко именно выкинул из Ар-нуво украшения и добавил игру более абстрактной геометрии.

Кстати сейчас отлично видно переосмыление баухауза, и еще одним трендом 2010-х является ностальгия по ар-деко! Прямо таки 100-летний цикл в эстетике.

Edited at 2014-01-11 10:24 pm (UTC)
ок. 100 летний цикл, дальше скорее всего будет 50 летний, 25... идея поста Сергея, я так понял, в идеологии, то есть это не просто занять одну сторон модерна, модернизма, авангардизма или ещё какого то "-изма". Или я усложняю? )))
А эстетика не бывает просто так. Стиль состоит из идеологии и формальных признаков. Если есть ясные идеи и ясная форма их выражения в культуре - получается стиль.

Насчет циклов, может и так, врядли период постоянный.
То есть красота функции подлинного дизайна в разнице между растительным украшательством и "игры более абстрактной геометрии"? Сомневаюсь. ))
Только вместо растительных украшений - леденцовые градиенты и текстурки.
это еще любопытно и с той точки зрения, что как и 100 лет назад, архитектура оказывает очень сильное влияние на промышленный дизайн. И пока непонятно, что будет двигать прогресс дизайна больше: впечатления пользователей интерфейсов или (традиционно) архитекторы, использующие новые технологии.
Я вообще не верю в современную архитектуру. Инфоархитектура - да, дизайн процессов - да, но сами предметы и среда, например здания, по-моему сейчас очень подстраиваются именно под информацию.

Раньше модернизм индустриальный был на благо телесного человека и технической машины, а постиндустриальный новый модернизм (не то же что постмодернизм) делает все на благо эмоционального, виртуального человека, и разумной логической машины.

Архитектура раньше была средой для наших тел, а теперь - это среда для информации и для ее потребителей, тоесть практически - интерфейс.
Ну, это просто частное мнение. Про первое не знаю, но второе точно разделить не могу. Непривычно - да, ново - да. Есть чему совершенствоваться - конечно. Но возвращаться к старому никто не будет, если такое возвращение не имеет под собой решение каких-то маркетинговых задач.
Ну, это просто частное мнение.

Это, пардон, детский сад. Прежде чем говорить про дизайн интерфейсов, надо знать, чей это сайт и что он значит в компьютерном мире.
Вы про NNG?

Они, мне казалось, занимаются UX. А мы говорим про тренды в дизайне, который вовсе не ограничивается операционной системой телефона или компьютера.

А про их оценки - ведь это еще поиски, странно было бы ожидать работы, сделанной на 100% правильно. Хотя новой Windows пользоваться - это мука.

Edited at 2014-01-12 06:26 pm (UTC)
Мука для пользователей? Ну да, гениальная идея дизайнеров.
Значит поиски не закончились. Или Microsoft подходит к концу. Но были бы они все трехмерными и с деревянной фактурой - лучше бы, навероне, не стало :-)
Первым делом, это не жулики, плетущие сказки про UX или что-то подобное, а люди, введшие в обиход Usability как особый подраздел HCI, относящийся к психологии. (В отличие от маркетинга это наука.)

Вторым, это не "частное мнение", а результаты измерений. То есть, совершенно не болтология, а стандартный научный подход. При повторении экспериментов, результаты будут те же. (Что подтверждается другими исследованиями)

Третьим, стоит упомянуть, что в Мелкомягком тоже есть лаборатория usability, но их результаты до конечного продукта почти не доходят. Потому что в этой лавочке бал правят не они, а (нет, не дизайнеры), а программисты и менеджеры.

Короче говоря, в Вынь 8 мы видем дизайн, который сваяли люди, нихрена не понимающие ни в пользователях, ни в дизайне.

Называть это "поисками"... хм... не очень правильно.
согласен.

Про "частное" только уточню: я имел в виду, что тренд шире, чем UI. Это и айдентика и полиграфия, и промышленный дизайн и фешн..
Сейчас слишком много чего завязано на веб. Можно даже сказать, печатные издания начинают вымирать и пытаются мимикрировать.

В промышленном дизайне единственное что я вижу реально на полках - это попытка прикрыть "современными решениями" использование дешёвых материалов и конструктивных решений.
> а программисты и менеджеры.

А почему они до сих пор не выделили оконный менеджер в отдельную сущность, как в X11? Если погроммисты решают?

Проблема скрещивания планшета и десктопа проста, если есть понятие WM. Вернее даже самой проблемы нет - на планшете мозаичный WM, на десктопе - классический. А не шизофрения, когда 2 оконных менеджера сразу.
Основная задача любой среды - найти программистов, что будут писать приложения. А для этого требуется единство сред разработки. Люди тупые и учиться не хотят.

А разница в интерфейсах под палец, мышь, перо, тачпад, клавиатуру и голос не ограничивается разницей в мозаичности и классичности.
> Основная задача любой среды - найти программистов, что будут писать приложения. А для этого требуется единство сред разработки. Люди тупые и учиться не хотят.

Обучение - это трата времени и сил. Согласитесь, какой смысл учиться 2-м разным API, делающим одно и то же?

> А разница в интерфейсах под палец, мышь, перо, тачпад, клавиатуру и голос не ограничивается разницей в мозаичности и классичности.

Разумеется, но так хотя бы можно было вписать Метрошные программы в классический десктоп и использовать их. А так я даже не могу банально прослушать музыку на Метрошном mp3-проигрывателе, одновременно что-то строча в Vim'е - переключения между интерфейсами бесят.
Подозреваю, под два разных API берут двух разных программистов.
Если бы не эпл, винда бы так и была не для людей, а для людей с поломанным мозгом, которые и в мыслях представить не могли что бывает удобнее.

Но при этом ситуация с вин8 проблему не решила - я снес предыдущий виндовс (server 2008) и поставил себе 2012 сервер. Красивее стало да, минималистичнее, но это по сути это просто заворочивание говна в красивую обертку. Попробуйте, к примеру, из рабочего стола перезагрузить систему, вам потребуется совершить 5 неудобных действий. Мелкомягким никогда не стать эплом в плане удобства и функциональности. Они не любят людей.