Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Эмоциональное и иррациональное. Частая оговорка "профи" от брендинга

Очень хороший маркер человека, который плохо представляет о чем говорит. По употреблению терминов "эмоциональный" и "иррациональный" можно четко отделить тех, кто занимается брендингом от тех, кто занимается дизайном. Почему?

В основе брендинга и маркетинга в целом лежит психология. Психология восприятия. Не обращая на нее внимание мы получаем кучу красивых картинок и рекламных плакатов, напрочь лишенных смысла. Пока правильно настроенная дистрибьюция рулит и война бюждетов не закончена - это не очевидно и не важно - что позволяет жить многим агентствам очень даже счастливо. Но работая с нишевыми продуктами такой "палочки-выручалочки" ждать не приходится в силу отсутствия гигантских бюджетов, способных закрыть "брендинговые дыры". В том и интерес...

И тогда приходится думать о восприятии всерьез. И именно в тот момент разница между понятиями становится очевидной.

Эмоциональный, эмоционально-окрашенный, воздействующий на эмоции... - такие фразы сплошь и рядом встречаются в пресс-релизах. Но их употребление - не верно. Для этого нет необходимости с головой погружаться в психологию, достаточно почитать типологию личности Юнга. А потом уже пройтись по верхам (Google с Yandex Вам в помощь), где модель Юнга проапгрейдили до мотивации выбора и применения относительно рекламы. Это все не новые материалы, большинству из них более 50-лет. В результате их изучения мы получим любопытную картинку, про которую я уже писал ранее.

Выясняется, что "эмоциональный мотив выбора", к которому так любят обращаться местные специалисты по брендингу, очень сильно отличается от того смысла, который мы в него вкладываем по незнанию.  "На эмоциях" значит "не думая". Это правильно. Но что лежит в основе этого "не думая"? Все очень просто - это опыт. Предыдущий или чужой опыт потребления. Зная этот факт, уже очень давно американская реклама ввела в коммуникационное поле "селебритис" - хорошо известных людей, которым доверяют. Именно для того, чтобы мотивировать эмоционально через тех, чьему мнению мы доверяем.

А вот если задать вопрос "почему мы доверяем их мнению?" - мы получим уже аргумент иррациональный. Т.е. не поддающийся логическому обоснованию. "Я верю Анжелине Джоли, потому как у нее большие глаза и губы" - это не эмоциональный аргумент, а иррациональный. А "я покупаю, потому как Анжелина Джоли рекомендовала" - как раз эмоциональный мотив, сформированный на основе приобретенного (чужого) опыта.

Если интересно - в этом блоге есть много подробностей по поводу ошибочного (или просто безграмотного) использования связки "эмоцио/рацио". Это не противопоставления. Это грубое упрощение, искажающее смысл. И если на бытовом уровне оно вполне допустимо и не критично, то на профессиональном - это ошибка, требующая исправления. И маркер знания "маркетингового базиса". Один из многих.
Tags: брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments