Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

The grid. Жертвы сетки

Очень несложно сделать сайты одинаково похожими друг на друга. Чтобы убить индивидуальность, достаточно воспользоваться трех-, реже четырехколоночной сеткой для верстки забыв о вертикальном шаге. Так делает подавляющее большинство. Это удобно, практично и помогает делать сайты, особо не задумываясь над тем, эстетично это или нет. Или, переводя на язык ушлого дизайна, выполняет это свою функцию или нет. Отсюда в сети появляются тонны скучного уродства, редко отличающиеся разнообразием. Все зависит от профессионализма иллюстратора, работающего над иконками, полосочками и кнопочками.

Много умных слов про леттеринг, типографику и т.п. заканчиваются почти всегда ничем. Чем больше терминов, тем хуже результат - и это понятно. Ведь искусство типографики и есть искусство: человеческому глазу и опыту нет замены. А те, кто хорошо свое дело знают - терминологией не рассыпаются.

Но в отличии от нее, с композицией у нас проблем нет. Ведь есть the grid. Про ее простоту и универсальность я писал, но популяризованное Мюллером-Брокманном порождение швейцарской школы дизайна принимает угрожающие формы. Потому как инструмент выражения настроения и создания легкости и гармонии там, где, казалось бы, создать ее невозможно - стал грубым и тупым орудием в руках диких верстальщиков и веб-дизайнеров. Не без участия самого главного дизайнера страны, популяризовавшего свой и без того кастрированный (по отношению к первоисточнику) подход. И теперь толпы дизайнеров от мала до велика дружно расставляют короткие тексты в две, три или четыре одинаковые колонки с равными интервалами, перемежая их картинками. И из интернета это все плавно перетекает в офлайн-носители. Прямо эпидемия. Болезнь сетки.

Но что самое неприятное, что в рамках упрощения образовательного процесса, теперь этому еще и учат. Оказывается, что основы композиции - это и есть сетка. Как будто в этой жизни все должно быть построено исключительно по ней. А куда, простите, делись остальные 7 подходов, которые точно так же могут ложиться в основу любого типографического решения? В том числе и дизайна сайта, и айдентики, и оформления рекламного плаката?

Осевая, радиальная, дилатационная, случайная, переходная, модульная и симметричная системы построения таких решений - где они? Осталась одна типографическая сетка. Да и та используется в большинстве случаев не по назначению и только в единственном своем виде - когда все одинаковое ровненькое до неприличия...

К сожалению, популярность такого подхода объяснить очень просто. Для того, чтобы воспользоваться другими решениями, необходимо не только понимание того, зачем они нужны (в контексте выражения идеи). Еще необходима набитая рука и острый глаз - что можно приобрести лишь путем получения классического художественного образования. (Помимо дизайна). Изучение гармонии и пропорций сравнимо с изучением физики и математики - и часто эти знания пересекаются. Как большое уравновесить малым или наоборот - мы можем решить такую задачу и путем вычисления уравнения. Но художник это видит.

К сожалению, научить такому быстро - невозможно. Но когда эти знания есть (а еще и привиты с детства), то дальнейшее обучение дизайну - это обучение технологиями. Мы же искусно подменяем понятия "рисовать" и "создавать дизайн", поэтому чему удивляться? Из возможных вариантов выбрали самый простой, для пользования которым не нужно образование дизайнера.

Но в этом не только его минус, но и громадный плюс. Заслуги этой композиции трудно переоценить. Ведь ее использование в привычном нам виде не сколько позволяет создать что-то уникальное и свежее, сколько дает возможность сделать все как минимум без грубых ошибок. На "троечку". Даже самый низкоквалифицированный дизайнер заручившись гайдами может сделать свою работу прилично, так, чтобы не было стыдно. И такой подход, универсальный и чернорабочий, позволяет иметь относительно неплохой практически везде. Это такое дизайнерское "бедненько, но чистенько".

Радует то, что этот инструмент мы освоили быстро. И т.к. от такого псевдо- или квазидизайна начинает поташнивать, то перемены еще впереди. Да и технологические возможности подоспели. Т.ч. дело - только за людьми.
Tags: веб-дизайн, дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments