Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Обмен знаниями или обмен опытом? Где получать образование по маркетингу и брендингу

Я пытаюсь достаточно внимательно изучать образовательную среду, формирующуюся скорее взамен высшей школы, чем дополняющую ее. Это понятно - высшие учебные заведения не могут предоставить актуальных знаний по наукам и предметам, которые живо интересуют меня: маркетинг, стратегическое планирование, менеджмент и предметы, связанные с дизайном. Образовательный базис получить возможно, но реальным потребностям он соответствует процентов на тридцать. Где же взять более чем две трети остальных, недостающих знаний?

Логично, что эту нишу пытаются занять. Например в брендинге. Но если Андрею Пуртову в БВШД удалось создать курс, дающий реальные знания и навыки, то большинство альтернатив пока вызывают у меня сильное смущение. И дело не в том, что я тоже участник процесса в "Британке". Дело в персоналиях, что стремление "продать себя" зачастую намного выше, чем стремление качественно обучить. Почему? Да потому как образовательный процесс, если не углубиться в него полностью, финансово не интересен. Действующий практик зарабатывает значительно больше, поэтому идти в брендинговый образовательный проект имеет смысл лишь в надежде продать свои услуги слушателям. Ибо на престиж (кроме, пожалуй, той же "Британки") такое времяпрепровождение никак не работает. Я уже не говорю про уровень преподавателей, с некоторыми из которых я хорошо знаком, а кого-то знаю по публичной деятельности. Именно поэтому такие "мощные" образовательные проекты очень часто оказываются бессмысленными с точки зрения получения необходимых на практике знаний и навыков. Если принципиальные ошибки есть даже в анонсе образовательных программ, так что говорить об их содержании?

Поэтому большинство молодых людей и девушек с головой на плечах, айпэдом в руках и в клетчатых рубашках выбирают другой путь - яркие событийные мероприятия, где происходит обмен информацией внутри "своей тусовки". Это совершенно новый способ обмена знаниями, который еще никогда не применялся человечеством. Да, это так. Только сейчас, благодаря беспрепятственному доступу к информации, благодаря социальной активности, знания стали передаваться не вертикально (сверху вниз от опытных к юным), а горизонтально (внутри аудитории интересующихся). Т.е. это процесс познания, а не процесс обучения.

И это очень комфортный процесс. Ведь нет никакого возрастного барьера, нет связанных с этим формальностей, нет проблем языка общения. Все друг друга понимают и получают знания легко и комфортно. Образовательный процесс в своей среде превращается в удовольствие. Но вот проблема - при этом в реальности не происходит прививания каких-то навыков. Ты слушаешь информацию, которая не может быть полезна в практике. Почему?

Все очень просто. Знания позволяют нам не свободно существовать и развиваться в динамично растущей среде. Знания, полученные верным путем, позволяют нам решать проблемы и принимать верные решения в критических ситуациях. Т.е. когда надвигается полная жопа, простите. Потому как развивать бизнес, который растет вместе с рыночным сегментом - легко. Рассказывать про успехи стартапа на втором году его жизни - легко. Учить, как завоевать аудиторию в Интернете - легко. Но вы попробуйте спросить, что делать стартаперу на обваливающемся рынке, когда инвестиции почти съедены, а отдачи от бизнеса хватает лишь на то, чтобы болтаться "около нуля". А какие шаги предпринять, когда ваша интернет-аудитория тает или стагнирует?

Для того, чтобы обучить таким знаниям, нужен опыт. Теория здесь не поможет, нужна практика. Но откуда взяться этому опыту, если мы учим друг друга "горизонтально"? Да, делиться собственными наработками, показывать собственные методики и технологии, которые приводят к успешным результатам - можно. Но, во-первых, многие ли открывают свои карты полностью? Вряд ли. А во-вторых (и самое важное) - не имея должного опыта очень сложно адекватно оценить собственные заслуги в процессе достижения результата. Знаю по себе.

С каждым годом картинка восприятия меняется очень сильно, но для того, чтобы ее осознать - необходимо желание. Можно, конечно, быть в неведении и остановиться где-то далеко (на 4D-брендинге, например). Но если этого не делать, то с каждым годом практики всплывает все больше и больше "подводных камней", знание которых помогло бы в прошлом. О них не пишут в книгах. Они редко встречаются или их не бывает в американских, британских и европейских реалиях. Это тонкости, порой не связанные с профессиональной деятельностью, а с ее восприятием окружающими (в т.ч. внутри компании). И их можно получить только от старших...

Проблема "старших" в том, что у них много опыта, но мало актуальных знаний. Проблема "молодых" в том, что знаний много, но опыта мало. Что остается в этом случае? Как вариант - слушать и тех и других и делать выводы самостоятельно. Т.е. - заниматься самообразованием, критически подходя к знаниям, полученным из любых источников, а к образовательному процесс относиться как к возможности получить "еще один взгляд на проблему". Истины здесь нет.

Мне кажется, что образовательный рынок просто-напросто еще не дозрел. Ни сколько не умаляя заслуг основоположника брендингового обучения, я вижу, какие титанические усилия он прикладывает для того, чтобы дать максимально полезные знания и реалистичную картинку брендинга в своей образовательной программе. Я знаю сколько сил и средств тратится на привлечение тех, кто способен обучать правильно. Но получить такое образование есть возможность далеко не у всех, а шанс разочароваться во всех образовательных программах сразу - есть у подавляющего большинства. И высокая стоимость не будет подстраховкой...

Поэтому, если тяга к знаниям, которые можно применять на практике - выражена сильно, не остается ничего, кроме как получать знания и учиться на собственных ошибках. Такова реальность. И даже самый дорогой маркетолог с лучшими рекомендациями и сверхуспешным портфолио - не будет гарантом процветания вашей компании. Но кто знает, скольких ошибок вы сможете избежать при его помощи. Возможно, без таких кадров бизнес вообще бы прекратил свое существование очень и очень давно... А если у вас, как у собственника, есть сомнения, то вывод еще проще - учитесь сами. Получайте новые знания, умножайте их на опыт. И не доверяйте собственной интуиции, которая помогала строить бизнес до сих пор. Она тоже может ошибаться :-)
Tags: бизнес, брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments