Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Эстетические ограничители в веб-дизайне

Я не очень много пишу на тему веб и "мобильного маркетинга" - скорее некоторые наблюдения, чем систематичные записи. Но последнее время мы теснее и теснее интегрируем создание рекомендаций по представлению компании в диджитал-среде с работами по концептингу и айдентики.

Еще пару лет назад мысль о том, что дизайн сайта должен быть тесно интегрирован с той же печатной и рекламной продукции, вызывала весьма резкие возражения (даже в этом блоге). Сейчас она уже не кажется странной ни создателям айдентики, ни веб-девелоперам, а мы включили разработку шаблонов страниц сайта в обязательный набор работ по разработке носителей фирменного стиля. Если Интернет стал основным каналом коммуникаций, то кажется весьма странным отдавать его "на откуп" не проводя параллели с другими носителями.

Второй момент - это копирайтинг. Написание текстов для печатной продукции и сайта - это важный элемент и, возможно, основная услуга веб-агентств на следующем этапе их развития. Если отойти в сторону от уникальных высокотехнологичных решений, которые и так не под силу подавляющему большинству девелоперов, то корпоративный рынок и интернет-ритейл сталкиваются лишь с двумя проблемами - проблемой поиска (создания) уникального контента и проблемой его правильной подачи (т.е. дизайна).

Это очень любопытно, потому как по большому счету есть единицы компаний, у которых есть обе компетенции. И вот почему.

На данный момент существует, на сколько я понимаю, несколько подходов к реализации проектов в интернет-среде. В первом случае мы начинаем с создания дизайна, во втором -  с организации контента.

Первый подход - это взять приблизительную структуру сайта (количество разделов) и наваять дизайн, куда потом можно вписывать какую угодно информацию. Он уже вообще, наверное, не жилец последние 5-7 лет. Такой подход основан на том, что сам факт существования веб-сайта значительно важнее его содержания.

При "правильном" подходе (#2) мы сначала создаем структуру сайта, определяя его цели и задачи, формируя путь пользователя и выстраивая информационную иерархию. Потом наполняем такой вот шаблон или прототип информацией и далее начинаем его разукрашивать в соответствии с пожеланиями клиента или собственными представлениями о прекрасном. Такой подход и мы использовали достаточно давно, в бытность небольшой компанией, потом как отдел агентства Coruna и так далее, пока специализация не начала меняться. Это было, собственно, 10 лет назад. И за последующие 10 лет этот подход сильно потерял в своей актуальности, несмотря на его логичность. Хотя на данный момент он остается самым популярным.

Но есть еще и третий, итерационный. И вот немного о причинах его появления.

Каким бы логичным и стройным не был структурно-прототипный подход, он не учитывает одной важной детали. Вы становитесь заложником структуры. У вас появляется набор необходимых элементов, которыми нельзя жертвовать. Даже если все нюансы usability, UI и UX учтены, остается один очень важный момент, который вызывает очень и очень серьезные осложнения - это эстетическая составляющая дизайна.

А тем не менее есть одино очень и очень важный момент. Правило, которое веб-индустрия старательно игнорирует, выдавая в портфолио качественно сделанные ресурсы, не производящие никакого впечатления. Как "ваш автомобиль очень хорошо собран..." Плюс - безусловно. Но это не значит, что автомобиль хочется. Правило такое:

Контент - информирует. Дизайн - убеждает.

Т.е. прочитав и посмотрев все, что нам нужно, мы должны сформировать свое отношение к полученной информации. И именно для этого существует визуальная составляющая, с которой мы привыкли работать на иррациональном уровне: это и типографика (=используемые шрифты) и подача текста и иных материалов, и антураж - то, что вокруг.

В результате подхода, когда мы сначала занимаемся содержанием, а потом вталкиваем его в форму при всех возможностях, которые дают современные технологии верстки и отображения веб-страниц очень сложно создать убедительный продукт. Потому как дизайн будет вторичен по отношению к содержимому, по отношению к структуре.

Получается, что (возвращаясь в начало разговора) необходимо идти иным, итерационным путем, где содержание, структура и форма подачи информации куда теснее взаимосвязана с дизайном. Самое любопытное, что при таком подходе возникает очень много интересных решений, помогающих по-новому посмотреть на процесс создания того же сайта.

Как грубый пример: если создавать "органичное" убедительное меню, которое и удобно в использовании, и выглядит убедительно (=красиво, гармонично), то надо скомпоновать содержимое сайта таким образом, чтобы структура состояла из четырех разделов с четырьмя подразделами в каждом. (Цифры, понятно, условные). Согласитесь, это требование дизайна сильно меняет структуру и подачу информации, выступая новым, эстетическим ограничителем. Таким же ограничителем может быть требование к размеру (вместимости) текстовых блоков, например - но уже со стороны копирайтеров к дизайнерам. И т.д.

Такой, возможно слегка синтетический подход позволяет достичь очень любопытных результатов (например новый стиль и сайт Wacom). Я уже писал о нем применительно к копирайтингу и айдентике, применительно к неймингу, типографике и дизайну элементов фирменного стиля. Но он же полезен к применению и при разработке веб-сайта.
Tags: веб-дизайн, концептинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments