Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Кризис, из которого мы не выйдем

Современный отечественный маркетинг переживает то, что так долго ждали в по-настоящему профессиональном сообществе – агонию. Способствует этому кризис, влияние которого на простого обывателя чувствуется все сильнее. Средств становится меньше, а цена ошибки возрастает – как у бизнеса, так и у потребителей. И, казалось бы, здесь и должен заработать по-настоящему маркетинг. Но – этого не произошло. Российский маркетинг со своими гуру, суперпрактиками и сверхтеоретиками не смог (и не сможет) ничего противопоставить снижению спроса и уменьшению прибыли. Исключений слишком мало, чтобы они повлияли на общую картину.


Конечно, симпозиумы, конференции, заседания, лекции, семинары и выступления полны «антикризисного» содержания: приставка «антикризисный» не добавлена разве что к слову «кризис». Но увы, выглядит это достаточно нелепо. Вера в то, что под антикризисным соусом продастся все что угодно – не ослабевает. И это показательно. Ведь спрос рождает предложение. А спрос есть. Поэтому и маркетинговое сообщество полезло в книги – поискать что-нибудь такое, о чем еще не говорили. А не говорили о многом: о дифференциации, о процессах консолидации в отрасли, о портфелях торговых марок, о низкобюджетном брендинге, вирусных технологиях и Интернет… и опять ни слова о самом главном. О продукте.

Почему этого не произошло? Потому как эти разговоры (о продукте) никому не выгодны. С точки зрения консалтинга они требуют долговременной кропотливой работы с ассортиментом и производcтвом (а, фактически, со всем бизнес-процессами внутри компании). Это не показательно и долго. Портфолио на этом не сделаешь. Посмотрите как ловко обходят процессы дистрибьюции и ценообразования специалисты по брендингу… Образы, ценности и т.п., заканчивающиеся этикеткой (об этом много уже написано в моем блоге). Но эти разговоры не выгодны и внутри компании, что самое удивительное. Собственник, построивший бизнес из ничего (или удачно приватизированного советского предприятия – не вдаемся в подробности), дал работу многим людям, создал компанию лидера и считает себя лучшим продажником. Опустим так же и истинные моменты, связанные с финансовым положением многих компаний, живущих за счет лобби и дешевых кредитов (живших). Получится, что большинство доводов, связанных с укреплением положения на рынке, необходимостью маркетинговых мер, укрепления (прости Господи) лояльности… разбиваются об «я это сделал и не надо меня учить». Пока еще разбиваются. Переменить мнение безусловно можно, но не просто. Нужна сильная доказательная база. Кто этим будет заниматься внутри компании? Снаружи-то желающих немного. Вот поэтому сидят, получают зарплату и не пиздят. Cидят, молчат. Включая гуру. А бизнес – загибается...

Беда (не проблема!) в том, что мы не умеем жить в кризис. Нет ни опыта, ни практических, ни даже теоретических навыков. Учитывая то, что у руля компаний их основатели, построившие свой бизнес во многом благодаря халявной приватизации, бандитизму середины 90-х, связям с органами власти и кризису 1998 года – большинство из них просто не знает что делать. И это действительно трагедия, потому как и доверия к сторонним консультантам, высасывающим деньги в обмен на посредственные знания из третьесортных переводных книжек – тоже нет. Кризис доверия перерос в кризис знаний… Причем этот кризис носит повсеместный характер. Как не найти маляра, который качественно, в срок и за разумные деньги выкрасит стену, так не найти и управленца, который сможет завоевать доверие и поможет повернуть бизнес в новое русло. Мы не научились уважать ни чужой труд, ни чужое время. Наш бизнес может кинуть, может принимать решения месяцами, позволяет себе опаздывать на встречи. Такое бывает и «там», но не носит системный характер…

Но время бесплатной халявы заканчивается, псевдо-профессионалы начинают понимать, что они не способны исправить ситуацию на основе собственных знаний и привычных приемов работы.

И все кажется очень благополучным для новых стартапов, новых имен и новых комманд. Вот только в России их нет, да и не поедет к нам ни один уважающий себя западный профессионал. Лишь только выпертые с западного рынка спецы, имеющие неочевидные заслуги c точки зрения западного бизнесс-сообщества. Именно потому как мы не умеем уважать чужие знания и чужое время. Круг замыкается.

Самое обидное, что все отчетливее формируется ощущение, что так было в России всегда... Так кризис ли это?

Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments