Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Дизайн, который надо продавать дорого.

По поводу ценообразования я обычно пишу о том, что цена и ценность работ должны находиться в равновесии. Это рыночная норма, которая позволяет компании успешно конкурировать на рынке и иметь возможность развиваться. На рынке российского дизайна такое встречается не часто, но рынку это нравится. Об этом я уже писал здесь. Но при этом я вижу весьма парадоксальные вещи, которые свойственны любому человеку.

Еще Бертран Рассел писал: «Вся проблема этого мира в том, что дураки и фанатики всегда уверены в себе, а умные люди полны сомнений». Отсюда и все проблемы, которые испытывают перфекционисты, создавая собственные продукты. Об этом я тоже писал пару месяцев назад. Успешными становятся те люди или компании, которые сумеют сбалансировать стремление к идеалу с затраченными ресурсами. Таких историй мы знаем достаточно: как успешных (Стив Джобс и Apple), так и не очень (Этторе Бугатти). Но мы сейчас немного о другом.

Сомневаясь в собственных силах (что уже есть индикатор), мы просим за свою работу меньше тех, кто не сомневается. Это нормальная реакция, на мой взгляд честная и порядочная. Но, говоря по крайней мере о рынке маркетинга и дизайна, мы очень часто попадаем в "ловушку низкой цены". И сами себя закапываем.




Если подходить к работе ответственно, то, например, в маркетинговом консалтинге или разработке айдентики нет разницы между работой, выполненной за 10 т.р. и за 100 т.р., и за 1 000 000 рублей. Потому как логика везде одна и та же. Мыслительный процесс - тот же. Да, имея больший бюджет, мы имеем возможность привлечь большее количество специалистов, купить какие-то исследования и т.п. Но давайте попытаемся от этого абстрагироваться и рассмотреть работу по айдентике, над которой работает несколько человек в рамках агентства или как фриленсеры. Не важно. Важно то, что стоимость этих работ отличается, например, в пять раз: одни просят за работу 50 000 рублей, другие 250 000 рублей. Цены условные.

Что делать - делать много, но дешево или делать редко, но круто и дорого? Таким вопросом задаются многие. Проблема в том, что такой вопрос - надуман. Делаешь ты часто или редко - качество работы не изменится. Если ты привык думать головой, то вне зависимости от стоимости работ, это прийдется делать. Если привык создавать копии с dieline - тогда вне зависимости от цены алгоритм не поменяется. Нет, я верю в рост и работу над собой. И соответствующий рост доходов. Но мы здесь немного про другое. Не про Вас, а про клиентов.

Так вот ответ на вопрос из начала предыдущего абзаца - очень простой. Делайте дорого. Или делайте бесплатно.

Почему? Давайте оставим меркантильные побуждения и разговоры о том, что квалификации хватает на "50", но просим "250". Давайте просто взглянем на клиентов, которых вы привлечете.

Если я не знаю что мне делать или сомневаюсь в необходимости действий, но на меня давит окружение (рынок, сотрудники, собственники, еще что-нибудь), то я вынужден совершить определенные действия. Например, обновить логотип, чтобы соответствовать "духу времени". Что же я буду делать? Пребывая в состоянии неопределенности, я буду минимизировать собственные риски. А что это означает с точки зрения дизайна? Правильно - экономию. Чем дешевле, тем лучше. В конце концов деньги не большие, если результат будет отрицательный, плохо не будет.

В результате переговоров вы, как "дизайнеры за 50" получаете прекрасного клиента: он сам не знает что хочет (а значит боится брать ответственность) и к тому же будет стараться экономить. В том числе и на внедрении результата. Какой продукт получится в результате такой работы? А если клиент еще и думает о возможности получения отрицательного результата и сразу подстраховался на этот случай? Значит он будет стараться минимизировать риски и путем серьезной вовлеченности в процесс. Работу дизайнеров можно сделать менее рискованной, если взять на себя принятие дизайнерских решений. Так и происходит.

Процесс работы становится процессом реализации креативного потенциала клиента.

Клиент "за 250" - другой. Для него эта сумма - значимая. Т.е. тратить ее он предполагает осмысленно. У него есть четкие критерии оценки работы, понимание результата, которого он хочет добиться при помощи услуг команды дизайнеров. И получается замечательная штука, хотя и странная на первый взгляд. Чем выше стоимость работ, тем выше интерес клиента к результату, но ниже вовлеченность в процесс. Он ведь тратит серьезные деньги, приглашая специалистов, а не интерпретаторов собственных идей. Пусть работают!

И вы получаете свободу в реализации собственного видения, собственных профессиональных навыков.

Более того, результат работ в первом случае не жалко положить в стол. Во втором - его надо применять на практике. Ведь в последнем случае вы получаете не набор красивых картинок, удовлетворяющих чьи-то пожелания. Вы получаете рабочий инструмент.

А что же делать с теми, кто готов, знает зачем, но не может пока себе позволить услуги за 250? Вопрос не простой. Очень жалко "упускать" клиентов. Но если Вы видите в нем потенциал, всегда можно помочь если не делом, то советом.
Tags: брендинг, дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments