Загадки преподавания

Вокруг нас огромное количество курсов, семинаров, вебинаров, интенсивов, конференций и прочего - по бизнесу в целом, маркетингу, дизайну, продажам, менеджменту, финансам... Ведущие - успешные предприниматели, дизайнеры, маркетологи, продажники и т.п. Точнее, не ведущие, а уже коучи или тренеры-коучи, что особо круто. Это не мошенники типа "Бизнес Молодость" или "Инфобизнес", о которых я писал раньше. Это вполне себе успешные люди, решившие поделиться собственным опытом и заработать на этом.

Если исключить второй фактор (деньги), то участие в обучающих мероприятиях с точки зрения формирования собственной репутации - занятие спорное. Сами образовательные программы не имеют репутационного веса. На практике даже предподаваниие в БВШД кроме одобрительного кивка мне личино ничего не дает. Конверсия слушателей в клиентов ничтожно мала. Возможно, я ошибаюсь, но об этом говорят все те, с кем я говорил. Возможность систематизировать собственные знания - это да, очень полезная штука. Ничто так не заставляет "крепко подумать" над каждым словом и подвергнуть сомнениям собственные же мысли, как подготовка к преподаванию. На это уходит много сил и времени - ведь помимо того, что это должно быть последовательно, это еще должно быть просто для понимания. По крайней мере я так считаю.

Если говорить о преподавании, как о способе зарабатывания денег, то я здесь как-то "плыву". Выступление требует подготовки. Добавьте к этому перелеты, переезды и необходимый отдых - получается весьма внушительное количество времени. И если ты не читаешь лекцию перед несколькими сотнями слушателей как автор известной книги, например, то в чем смысл? Не преподавая, а работая по специальности заработать можно принципиально больше. (Ведь никто не идет в преподавание от того, что не востребован в профессиональной деятельности - это будет мошенничеством). Более того, преподавая ты фиксируешься во времени. Работая - постоянно развиваешься, не только познавая новые теоретические основы, но и подкрепляя их практикой. Тогда какой смысл зарабатывать - преподавая? Ведь это легкий труд только на первый взгляд - постоянный контакт с большой аудиторией отнимает не меньше сил, чем работа над проектом. А может даже и больше.

Может быть я что-то упускаю из виду или не в ладах с математикой, но мотивы я пока никак не пойму. Может кто-нибудь подскажет?

PS Я сам не знаю, почему согласился преподавать в БВШД. Наверное, это Андрей Путов молодец, меня уговорил. За что я ему, собственно, страшно благодарен. Много чего улеглось в моей голове благодаря процессу подготовки и много что нового я узнал из смежных областей, готовясь к этим занятиям. Но эта работа для меня - исключение и приключение. Другой бы похожей я не хотел.
возможно, для какой-то части настоящих/принципиальных преподавателей, тренеров и менторов как раз этот мотив и играет ключевую роль: преподавать, чтобы структурировать накопленные знания, свой опыт. а для кого-то это что-то вроде почетной пенсии: внимание, почет, уважение, некоторый заработок. опять же общение с как правило более молодыми участниками, т.е. подпитка энергией, азартом.
Согласен. Но мне кажется, что это действительно - не пенсионное, но занятие для гуру, столпа или эпохи :-) Т.е. в серьезном возрасте.

На самом деле меня лично просто тянет поделиться опытом и знаниями - поэтому и иду выступать, преподавать, читать мастер-классы...

Что никак не отменяет работы в бизнесе, в проектах разных.

Одно другому очень даже помогает хотя и непросто совмещать эти вещи.

Мне кажется, что преподавание — это заложенная в человеке потребность передавать знания. Это как по Маслоу: кто то думает о том что жрать и с кем сношаться, а кто то хочет творить, двигать гигантские проекты и преподавать, передавая свой опыт другим. Мы же учим своих детей (или друзей, или тех кто рядом) тому что знаем сами, причем делаем это бесплатно и нам этот процесс зачастую приносит удовольствие, тут тот же механизм действует, я думаю.

Edited at 2013-10-22 01:15 pm (UTC)
забудьте про не верную интерпретацию Маслоу: одно другому не мешает, проверено :-)
И тем не менее мне кажется что это такая же потребность (передавать знания другим) как и потребность в еде, безопасности и отдыхе.
Я потом как-нибудь тебе расскажу, если еще не говорил, для чего я уже 9 лет преподаю )
К тебе у меня вопросов нет :-)
Но рассказать уже давно пора, не находишь? :-)
Сам немного преподавал, будучи аспирантом.
Причины были две:
1. Немного честолюбия;
2. Вера в то, что смогу научить чему-то хорошему и эти студенты в будущем станут хорошими людьми;
В Германии ставки на преподавание раз в пять меньше ставок на выполнение реальных функций. Не эффективные, а почасовые. Я не беру в рассчёт звёзд, которые коучат каких-нибудь высших менеджеров. Речь о простых вещах.

А с определённого уровня преподавать становится сложно. Потому что это перенос знаний в виде готового продукта. Если человек хорошо копает, то знает, что всё ложь, и только иногда кое-где есть полуправда. Преподаватель должен же вкладывать слушателям в головы своё видение предмета как единственно верное. По крайней мере, это так с точки зрения коммерции.
а если говорить о такой неочевидной штуке, как маркетинг - то краски совсем сгущаются.
Тут надо произвести небольшую замену
преподавать проповедовать
Не могу сказать про бизнес-преподавание, не пробовала, не считаю, что мне тут есть чем поделиться, а вообще о преподавании (был небольшой опыт преподавания ин. яз)... лично я просто получила нереальное удовольствие от того, что во первых кто-то получил от меня информацию и ему это помогло/понравилось/сделало его лучше/умнее, а во вторых это энергетика общения. При этом заработка там да, не густо. Просто это какое то особенное удовольствие. Охарактеризую это словом "прет". Наверное все ради него. :)
больше десяти лет преподаю в нескольких бизнес-школах и на открытом рынке. Параллельно команда выполняет консалтинговые проекты (исследования, аналитика).
Во-первых, преподавание в MBA и бизнес-школах - это почетная медаль Конгресса. В смысле ставок. Но небольшая конверсия заказчиков (с огромным лагом) именно оттуда. На открытом рынке ценовые сегменты разные, но на мой взгляд, час времени профи ценится гораздо выше (там разные схемы монетизации). Короче, знания, добытые в проектах гораздо удобнее монетизировать в обучении, брендируясь в маститых бизнес-школах. Как-то так...
Мотивами можно предположить сочетание "прославиться" (получить явное внимание слушателей и иногда восхищение) и "изменить мир к лучшему" (почувствовать себя влияющим на изменения в людях и среде)…
Сергей, спасибо за простую и интересную статью!

Мой взгляд следующий. Есть две формы передачи знаний: очная (лекции, семинары, куочинг) и заочная (блоги, книги, статьи и т.п.). Первая масштабируется плохо (в связи с ограничениями по личному времени), а вторая - дает обратную связь меньшей эмоциональной интенсивности.

Если вы предпочитаете охват, вы используете заочные формы - пишете блог, книги. Если вы хотите эмоциональной отдачи - работаете с людьми напрямую, но в расчете на одного человека сил нужно затрачивать гораздо больше.

Если говорить о конверсии преподавания в клиентов, то заочный вариант тоже приносит свои плоды - ведь вся концепция контентного маркетинга построена именно на этом.

Я за дистанционный вариант, да и все человечество, на мой взгляд, движется именно к этому, не находите?