Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

"Покажите три варианта" или с чего начинается провальный проект

Допустим, Вас попросили высказаться по определенной проблеме. Вы думаете и отвечаете: "Вы знаете, у меня есть три различных мнения по данному вопросу". Это кажется глупым, но только не тогда, когда речь заходит о дизайне.

Достаточно часто потенциальные клиенты задают мне вопрос, на который я не могу ответить. "А сколько будет вариантов?". Еще бывает требование, указанное в запросе на коммерческое предложение: количество вариантов - не менее трех. Для чего они? Чтобы попытаться угадать, какое решение лучшее с точки зрения дизайнера, его создававшего. И, как правило, не угадывают. А дальше начинается не проект, а мучение - результат которого будет скорее всего не удовлетворять обе стороны.

Я уже давно и много писал о том, почему такой подход является не правильным. Масса вариаций может появиться тогда, когда "схвачен" основной посыл, идея, смысл. Полсотни знаков и две дюжины вариантов написания логотипа - это нормальный рабочий процесс (у нас). Но это - завершающий этап работ, а не его начало. И упаси Господи все это вываливать на клиента...

Когда Вас просят "показать варианты" или сделать сразу несколько, в пору задать самый обескураживающий вопрос: "зачем?". Получая резонный ответ на тему выбора Вы можете смело констатировать факт того, что Вам по-просту не доверяют. Т.е. любое решение, предложенное Вами, будет ставиться под сомнение - может можно было решить задачу лучше? Здесь много "подводных камней", которых можно избежать при помощи нахрапистого менеджера агентства, самоуверенных дизайнеров и т.п.

Проблема в том, что сомнения, даже если их удалось подавить в процессе работы, проявятся в период внедрения. Мы пока играем в сказочников, публикуя в портфолио если не концепты, то работу, которую принял заказчик. А ведь порой эта работа сильно отличается от того, что мы видим на полках магазинов, например. Если ваш красивый принт на упаковке вышел ужасающим на полке из-за печати, это и ваш косяк. При разработке была элементарно не учтена специфика производства. Это разве не ошибка дизайнера?

Кстати, нет - это ошибка менеджера проекта и агентства в целом. Ведь такое случается потому, что клиент не осознает смысла полученного продукта. Не осознает, в чем дизайн увеличил ценность, каковы ключевые требования, которые надо стараться реализовать по-максимуму, иначе концепция рассыпется как карточный домик. А все это - результат недоверия или скептического отношения к работе, которую делает подрядчик.

Т.е. еще круче получается - сам заказчик провоцирует агентство на создание ошибочных решений либо тех, которые преследуют понятные рыночные цели (ведь убедили принять вариант), но не близки или не понятны клиенту на идеологическом уровне.

И мы возвращаемся к началу: к нескольким вариантам концепции. Когда Вы знаете, что хотите сказать и что хотите донести, вариативность исчезает. Ведь клиент ждет три разные концепции, а не вариации на одну и ту же тему. А Вы перекладываете на него возможность отфильтровать и комбинировать идеи на свое усмотрение. И в результате получить корпоративного Франкенштейна - ведь так выглядит сейчас большинство работ, стоящих на полках. Это не тонкий винтаж, а грубый слепок их кусочков хорошего дизайна и тяжкого постсоветского наследия компании, от которого они не смогли отказаться, ибо "всем нравится".

Т.е. чем больше вариантов вы предложите, тем меньше вероятность того, что в конечной работе будет соблюден alignment - целостное восприятие продукта. Может стоит об этом говорить с клиентами в самом начале работ? Ведь это выгодно всем: итерационный подход упрощает взаимодействие, упрощает оценку и, в результате, ускоряет процессы. Я не вижу ни одной причины,по которой разумный клиент, ознакомившись с доводами и рисками, не согласился отказаться от перехода с "вариативной" на "итерационную" модель сотрудничества. Если он стремится к результату, а не к показательно-сложному процессу разработки (агентство отрабатывает деньги), конечно.

И если Вы не стремитесь к процессному подходу - попробуйте поговорить. Вас услышат.

А для последних, тех, кто мотивирован на процесс, по которому внутри компании будут оценивать и их работу, существует специальный вид агентств. Это крупнейшие по численности и в большинстве своем западные игроки, которые могут позволить себе обставить красиво весь процесс, создать несколько вариантов силами нескольких творческих групп и продать их вам. За огромные деньги. Ведь себестоимость такого процесса очень высока, а доходность проектов - наоборот, низкая. Из-за долгих согласований - ведь мы продаем процесс. Это отдельная для рассмотрения ниша, о которой я напишу по-позже. Другой мир. Другие цены, другие правила. И, чаще всего, уступающий по качеству результат, несоизмеримый с усилиями и ресурсами, потраченными на его достижение.
Tags: бизнес, брендинг, дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments