Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Category:

Вред и польза позитивных коммуникаций

Недавно я отписался от одного очень популярного бизнес-блога. Он о развитии компании, о достижениях и победах, новых продуктах и многом другом. Интересном.

Сначала я искренне заинтересовался, потому как сам работал в этой отрасли и в чем-то подход был не просто близок, мы проходили тоже самое. Потом - обрадовался, что компании удалось избежать многих ошибок и достичь финансовых результатов, кажущихся фантастическими. Но это оказалось только началом. Потом одно, другое третье. Радость побед, поддержка читателей и начинающих, дерзкое развитие... В общем, можно только порадоваться. А природа - требует свое.

Это даже не зависть (завидовать должны те, кто работает в этом же сегменте). Скорее - ощущение собственной неполноценности. У тебя - успехи и провалы, стагнация и всплеск активности, сомнения и переживания, постепенное развитие, решение проблем. У них - проблем нет. Точнее, все проблемы тщательно вымарываются, а публикуется лишь бравада. Такая доска достижений, на которую вывешивается новый стахановец под улюлюкание зала.

Проблема лишь одна. Учатся (а читать такие блоги крайне интересно в образовательных целях) не на победах, а на ошибках. Тщательное сокрытие ошибок и рапорт о победах - это бессмысленное для ума чтиво. А если вдруг оно еще и обралмляется какими-то элементами пазла, совсем не характерными для бурно растущей компании, четко знающей что и для кого она делает - это накладывает определенные сомнения. А если ты не веришь, какой смысл оставаться вместе?

Я помню, как все удивлялись успеху "Связной Банк". Как его клиенты радостно щебетали о том, что в этом банке для них все бесплатно. То, что мы имеем сейчас - следствие "позитивного настроя". Он как наркотик. Стоит лишь начать писать о себе все самое лучшее, твои проблемы становятся не интересны. И ресурс, который должен помогать в тяжелой ситуации и при появлении вопросов, которые сложно решить самостоятельно, становится лишь витриной для привлечения наивных инвесторов.

Моя реакция - частный и субъективный случай. Но на самом деле этот пост вовсе не про мои слабости. Этот путь прошли многие компании в 90-х, которые к середине 2000-х либо ушли с рынка, либо сдали свои позиции. Что их погубило? Волна "позитивного мышления" и уверенность в собственной правоте и несокрушимости, которая берется как раз из таких хвалебных коммуникаций и отзывов. Когда ты заявляешь: "я гений!" и 100 комментаторов поддерживают эту мысль - то как усомниться в собственной правоте?

Я наблюдаю за многими бизнес-блогами. Они ведутся не только для того, чтобы хвалить себя. Это скорее отдушина. И это безумно круто. Но когда авторы начинают упиваться собственным успехом - это хорошо лишь в меру.

Но почему блоги. Ведь об этом еще много коммуникаций. Взять ту же банковскую отрасль - ведь именно своей победоносной бравадой отваживают потенциальных клиентов "альтернативные" банки и банковские сервисы. Но, может они это делают осознанно?

Здесь есть чисто маркетинговый вывод. "Позитивные коммуникации", не оставляющие тени сомнений в исключительности продукта или бизнеса, нахраписто деклалирующие собственные успехи, имеют двоякое действие: они привлекают тех, чьи компетенции в вопросе низки и отталкивают тех, чьи компетенции достаточны для трезвой оценки. А это прекрасный фильтр: ведь чем меньше человек разбирается, тем легче заработать на его безграмотности. Карты с милями ТКС и "Рокет-банк" тому прекрасный пример.
Tags: брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments