Про цели. Повод для размышления

Предполагается, что у всех нас должна быть цель. Мы концентрируемся на ней и вырабатываем стратегию ее достижения. Идем к ней, достигаем ее и идем к следующей. Так нас учат.

А что делать, когда цели нет? Есть желания, потребности, но нет определенной материализованной цели? Более того, есть взятые на себя определенные социальные обязательства (в бизнесе они называются миссией), но цель - абстрактная, звучащая как, например, "совершенство мастерства". Это и не цель в привычном понимании, ведь ее нельзя достигнуть.

С другой стороны, когда мы фокусируемся на конкретной цели, личная ли она (купить Ferrari) или цель бизнеса (стать лидером в отрасли), что начинает происходить? Мы разрабатываем план действий и четко ему следуем. Выполняем все три пункта плана (или сто тридцать три) и цель достигнута. Но вот в чем проблема. Фокусируясь, мы очень часто упускаем иные возможности для роста и развития. Условно говоря, в попытке достигнуть цели стать лучшим производителем фотопленки, мы начинаем верить в ее достижение так сильно (а как иначе?), что пропускаем появление и стремительный рост популярности цифровых фотокамер. Грубый пример, но встречающийся на столько часто, что можно выводить закономерности.

Своевременное достижение целей (т.е. купить Ferrari за 2 года) - цель еще более рискованная. Ограничение себя временными рамками заставляет нас выискивать оптимальные пути достижения цели, а т.к. большинство поставленных целей - финансовые или непосредственно связанные с деньгами, то мы начинаем искать пути легкой наживы с одной стороны и способы экономии с другой. Я не знаю, что больше сказывается, но в результате мы, промучившись два года получаем Ferrari и полное отсутствие перспектив. Почему? Да потому как преследование краткосрочных финансовых целей всегда (!) сказывается на достижении целей долгосрочных. Мы постоянно выбираем и в бизнесе, что лучше: показать квартальный рост и получить премию, или показать отрицательный результат, инвестируя в будущее. Для наемного менеджера вопрос очевидный. Но мы так поступаем и с самими собой, в реальной, собственной жизни.

Обратная сторона ("бесцельное существование") порицаема и осуждаема. Хотя если цель не материальна или исключительно гипотетическая, не достижимая - ведь это то же существование без цели. Но часто именно оно позволяет, что называется, "не упускать ни одной возможности". Но, чтобы не болтаться по жизни (и бизнесу) как сами-знаете-что сами-знаете-где, и существует ограничители в виде стремления к совершенствованию мастерства. Но цель ли это?
" Ограничение себя временными рамками заставляет нас выискивать оптимальные пути достижения цели, а т.к. большинство поставленных целей - финансовые или непосредственно связанные с деньгами, то мы начинаем искать пути легкой наживы с одной стороны и способы экономии с другой" — не соглашусь. Человек же мыслит не абстрактными понятиями, вот человек хочет феррари, он к ней идет. Но ведь это не обязательно означает что он забьет на все вообще, кроме этой цели. Мне кажется что предприниматели достаточно умны чтобы не жить сиюминутными выгодами, иначе бы они не тратили бы деньги на открытие бизнеса, с вполне реальной возможностью остаться с дыркой от бублика.
А про пленку, ну мне кажется это необходимое зло и правильные риски. По той же причине — стать лучшим производителем — вполне конкретная цель, но когда она ставилась про цифровые фотоаппараты не было и речи.

Edited at 2013-10-15 07:55 am (UTC)
Здесь важный, на мой взгляд, момент. Есть желание, а есть цель. Цель куда более конкретна. Не "при возможности приобрету....", а "сделать это к определенному периоду". А это уже рамки, которые с одной стороны фокусируют, а с другой - ограничивают.
И тем не менее риски при подобных постановках целей — необходимое зло: так устроен мозг. Хочу феррари к январю, мозг тут же напрягается, выискивает варианты, цепляется за возможности. Ложишься спать с мыслью о феррари, просыпаешься с мыслью о феррари, если через месяц вспоминаешь что нихрена не было никаких движений в сторону покупки феррари, коришь себя за это, снова напрягаешься и ищеш возможности. А если нет цели, то мозг и не напрягается. Ну куплю, если получится, а не получится, потому что лень еще не отменили: побухать с друзьями или попытаться придумать подход к холодному клиенту? Ну придумал пару вариантов и забил, а так напряжешься и может даже выстрелит клиент и будет феррари. ИМХО, конечно.
По себе сужу просто. Если есть цель (я пока ограничиваюсь материальными целями), то внезапно и клиенты прут, и деньги рекой, и энергия фонтаном прет. А нет целей так тоска зеленая, думаешь зачем этот бизнес нужен, купить на все деньги недвигу и сдавать ее, а самому свалить туда где тепло и в обнимку с девушкой на пляже валятся и нафиг эти напряги не нужны)))). Так что самое противное в любой цели и мечте это достижение этой цели и исполнение мечты, потом что нужно придумывать новую цель, такую чтобы зажигала))).

Edited at 2013-10-15 01:56 pm (UTC)
Вот наблюдаю за собой что-то похожее. Как только цель есть - начинается движение, нет цели - движение замедляется. Но это что-то совсем неведомое и несистематизируемое :)
Поэтому придется "рискнуть пропустить появление цифрового фотоаппарата", гоняясь за мечтой создать лучшую фотопленку)).
Причем цели как можно конкретнее: феррари к январю, квартира с видом на Кремль к марту, крупнейшая фирма в своей отрасли к 2015 году. Иначе ничего не выйдет.

Edited at 2013-10-15 05:31 pm (UTC)
Цели целями, SMART SMARTом, :) а нужно быть гибким.

Мне кажется, что главная проблема в желаниях в том, что их сложно донести до других (имеется в виду пример с бизнесом и управлением им). Поэтому нужны критерии, сроки и т.п.
Хотя опять же - знаю собственников, которые высказываются именно на уровне желаний, а уже менеджмент реализует это всё на уровне целей. Прямо переводит с другого языка. И если что-то не так - то переводит обратно и поясняет про появление тех же цифровых камер, условно говоря. Но тут должна быть очень тонкая связь, чтобы всё шло хорошо.

В личных желаниях, особенно которые не особо касаются других, мне, например, гораздо проще не ставить критерии smart. И я вижу многих, кто тратит силы именно на расписывание, но потом не делает. Не только потому что лень, а потому что именно пугает его/её изначально, что не будет соответствовать. А я так ещё и предпочитаю не говорить никому, чтобы потом никто не спрашивали "о ты же собиралась".
И насколько вижу, по сравнению с многими другими в одних и тех же целях (ну простой пример - усовершенствовать фигуру, хотя пример с квартирой или машиной здесь тоже уместен) добиваюсь большего, чем те, кто расписывает всё с точностью до килограмма и сантиметра и минуты. :)
Хотя и тут же знаю парочку людей, которые именно без такой педантичности и правда с места не сдвинутся...

Все мы разные в общем. :)
Давайте посмотрим более глобально, а зачем мы живем? Любая поставленная цель - не есть смысл существования, поэтому ее достижение в конечном итоге не приносит ничего. Сместите акцент с "достижение материальной цели" на "наполнить свою жизнь смыслом" - и все станет на свои места.
"наполнить свою жизнь смыслом" — слишком абстрактно. Мозг может работать только над конкретными задачами, будь то феррари или позиции своей фирмы на рынке.
"Мастер, а почему так выходит, что люди ищут смысл жизни, но так и не находят его?" – однажды спросил ученик.
"Поищи алмаз в своих карманах" – потребовал Мастер.
"У меня нет его" – растерянно ответил ученик.
"А ты поищи хорошенько, вдруг всё-таки есть" – настаивал Мастер.
"Но у меня точно его нет!" – воскликнул ученик.
"Вот так и люди, ищут смысл жизни в хорошо известном, где его точно нет." - заметил Мастер.
Мозг не в состоянии сделать что то абстрактное, смысл жизни — абстрактное понятие. У кого то смысл жизни вырастить детей, но ведь это тоже конкретная цель (например дать им образование, т.е. через 18 лет скопить нужную сумму на вуз, например), у меня цель стать долларовым миллионером, но она тоже абстрактная, а вот создать бизнес с таким то оборотом и такой то капитализацией, к такому то сроку — это уже цель конкретная. Достижение цели приводит к конкретному результату, а поиск смысла жизни к результату не приведет никогда, потому что смысл жизни и состоит в достижении конкретной цели, своей у каждого.
Вы будете до конца дней искать смысл жизни, ну так его и не найдете, пока не поставите себе конкретную цель, достижение которой и станет смыслом.

Edited at 2013-10-16 11:21 am (UTC)
Заметка Сергея Славинского, которую мы вроде тут комментируем ;) , была о как раз том, что конкретные цели - не всегда есть хорошо. Поэтому я и предлагаю посмотреть на вопрос в другой плоскости. Вы говорите "смысл жизни — абстрактное понятие" только потому, что не нашли этого смысла. Когда найдете, поверьте, это понятние перестанет быть абстрактным. Удачи в поисках!
В самых общих понятиях, совершенствование — процесс временный, подготовительный этап перед кокретными целями, накопление энергии, поиск новых возможностей, чтобы потом к ним устремиться. На "бесконечные цели" следует выделять ограниченный временной промежуток, раз других критериев нет. Если этого не делается, они не могут называться целями, не имея конца и критериев, по которым можно определить их достижение. Если в развитии писутствуют последние, например, соответствие некому уровню мастерства, чтобы проийти тестирование для чего-либо, то это — цель. В целом мне эта картина представляется в виде парусника в океане, который то проставает в дрейфе, обозревая прогноз погоды (при это его медленно относит в сторону), то идет заданным курсом, но уже будучи уверенным в нем.
цель - это просто инструмент. рационализация желания и алгоритм его достижения.
недостижимая цель, это просто неправильно поставленная задача.
глобально реализовывать желания можно и без целеполагания, но зачастую с ним проще
Цель - это что? Отрезок.
А если заменить отрезок - лучом. Т.е. вместо цели - напраление и правила.
Это что касается глобальной цели... Внутри луча могут быть локальные отрезки...
Матрицы для фотоаппаратов - это не другой вид фотоплёнки, это совершенно другая область бизнеса и опыта. Я уже не говорю о технических применениях, откуда цифра плёнку вымыла. Без знаний и опыта и со специалистами в совершенно другой отрасли самое правильное решение было бы вовремя закрыть бизнес.
Такой пример есть – AGFA сперва выделила всё фотонаправление в отдельный бренд AGFA Photo, а потом спокойно закрыла его (обанкротила) и распродала. По-моему, она это проделала первой из брендов, выпускавших фотоматериалы. Сволочи, конечно (у них у одних минилабная фотобумага ICC-профилированная была)... Но – бизнес, ничего личного :)
Насколько помню, они сначала начали вылетать в трубу, а потом уже сделали из этого выводы.
У них, насколько я помню ту историю, сильно упала маржинальность по фототоварам (и не только у них). Немцы просто ампутировали это направление, дабы с ним не мучиться. В принципе, они оказались правы (хотя было по-хорошему жаль, что не стало материалов и технологий AGFA). А ошибка была у всех одна: надеялись, что с цифрой будут печатать едва ли не больше. А народ пошел на фотокладбища в интернете и стал рассматривать на мониторе. Эпик фейл! В итоге, сейчас не то 1,5, не то 2,5 бренда живых, обеспечивающих фотоматериалы и машины.

Edited at 2013-10-15 06:57 pm (UTC)
Во-первых, спасибо, за интересный журнал и интересные мысли.
Тут как мне кажется, все более или менее просто, ведь такая абстрактная цель как, например, "совершенствование мастерства" имеет массу конкретных приложений: написать книгу к такому-то сроку, подготовить выставку, выйти на рынок, научиться тому-то и тому-то.
То есть как и любая другая цель раскладывается на составные звенья, которые вполне конкретны. Это как в бизнесе, так и в жизни. Есть то, что ценно безотносительно денег, а материальный успех в данном случае будет побочным продуктом (в какой-то среднесрочной перспективе).

Edited at 2013-10-15 04:55 pm (UTC)
на самом деле это - проблема аксиоматики описания
"Успех, это = успеть" (М. Цветаева).

Когда говорят "цель", один подразумевает одно, второй - второе ну и т.д. Всё зависит от силы мозга конкретного индивидуума.