Дизайн в России: идеальный баланс спроса и предложения

В продолжение темы дизайна и арт-дирекшн. Но уже про зарплаты.

Я мало интересовался этим вопросом, но совсем недавно решил изучить, скорее из любопытства... Если брать работы по айдентике, организованные относительно правильно, то на рынке мы получим диапазон цен в размере от 200 тыс.руб. до 1,5 млн. за разработку нового логотипа и фирменного стиля. Причем, толковые работы стоят сильно дороже - начиная от 500 т.р. То, что ниже, в большинстве своем похоже на эскизы, а не на завершенный продукт. По крайней мере из того, что я видел. Собственно, мы вышли на нормальный европейский уровень цен. И это - прекрасно, потому как если раньше наши компании делали дешевле и хуже, а "их" - дорого и непонятно для русского клиента, то сейчас различия практически стерлись. Но только в цене. И вот почему.

Возьмем самую типичную ситуацию для рынка: айдентика стоит в районе 400 тыс. рублей, включая разработку элементов иденитфикации, паспорта стандартов и т.п. Средняя цена для профессионального агентства в рынке. При этом среднерыночная цена специалистов, работающих над таким проектом - 25-30 тыс. рублей. Арт-директору предлагают на 10 т.р. больше. Я не говорю про экономику, ее можно считать по-разному. Но сама по себе зарплата, устанавливаемая в таких пределах, на мой взгляд просто не подразумевает, что работа специалиста может быть осуществлена грамотно. Я с трудом представляют толкового дизайнера, работающего за такие деньги. Даже начинающего. Но это - рынок. И он диктует свои правила. И нет такого правила на рынке: "чем мы больше платим дизайнеру, тем больше в итоге экономим при производстве".

А с учетом того, что агентства работают и продают свой продукт, работа такого качества просто востребована куда в больших объемах, чем работа профессиональная. И здесь мы получаем полнейший рыночный баланс и паритет:

Не сильно искушенный заказчик получает работу низко квалифицированного дизайнера. Остается лишь один вопрос - с общей стоимостью работ. Ведь за эти же деньги проявив немного фантазии можно получить продукт совершенно другого качества, правда, добавив себе проблем. Но т.к. они мало кому нужны, мы пока уверенно балансируем в точке, где сошлись спрос и предложение.
Tags:
Не понимаю зачем платить 400к агентству из которого уйдет дизайнеру(среднему) 40(остальное налоги, всякие бухгалтеры, аренда, реклама и т.п.), если можно на фрилансе напрямую нанять великолепного дизайнера за 80к.
Одного дизайнера для решения такой задачи всегда мало.
1. Человек, который грамотно поставит задачу (допустим, с этим справился сам клиент)
2. Человек, который правильно переведет задачу на язык дизайна и его инструментов (арт-директор, про которого я писал постом ранее)
3. Дизайнер-концептуалист. Тот, кто создаст среду и набор композиционных решений.
4. Типограф, который правильно нарисует логотип и подберет гарнитуры и стиль верстки
5. Иллюстратор, который правильно создаст необходимые иллюстрации - от знака до пиктограм
6. Дизайнер-верстальщик, пре-пресс дизайнер, которые соберут все вместе и проверят идеи с точки зрения технологических ограничений...

Как-то так, наверное
Сергей предполагает очень дробную структуру дизайн-отдела, сродни Макдональдсу: один жарит котлету, другой кладет салат, третий прижимаем булкой, четвертый подает. При больших потоках заказов агентства и грамотной организации процесса такая структура возможна, но она изолирует каждого отдельного специалиста от проекта. Пропадает человеческая искра, способная зажечь результат. Я всегда старался нанимать универсальных дизайнеров. Шрифт логотипа может нарисовать даже иллюстратор, хоть он и не способен сделать наборный шрифт заданного стиля. Зато результат его работы будет куда уникальнее, чем сделанный рукой шрифтовика, с утра до ночи рисующего буквы.
Малые студии выезжают именно за счет таких универсалов, живущих проектом.
Вот мы - однозначно малая студия. Но введение "дробности" значительно улучшило, на мой взгляд, качество работ. Потому как она позволила подходить к проработке элементов на совсем другом уровне тщательности. А "искра" - это и есть как-раз тот самый арт-дирекшн.

Вопрос лишь в том, на каком этапе эта "дробность" возникает. Это не совсем McDonald's. Детальная проработка начинается тогда, когда закончена концепция.

Edited at 2013-09-30 07:49 am (UTC)
Если квалификация позволяет это все может сделать один человек (причем одному такую работу делать даже удобней, проще удержать стиль, чтоб все не поползло )
Единственное иллюстрации, не обязательно дизайнер айдентики еще и хороший иллюстратор (но вполне возможно), но иллюстрация сложный продукт а значит сроки, тут да может понадобиться второй.
Великолепных фрилансеров за 80k не существует. Говорю, как фрилансер со стажем, регулярно нанимающий других фрилансеров. Есть лишь случайно пролетавшая мимо свободная единица, которая завтра может пропасть из виду. Если вам повезло завершить проект до ее исчезновения — считайте повезло.
Я регулярно нанимаю фрилансеров. И по дизайну выходит, что люди работающие в конторах берущих за работу миллион. Делают её же за наличные уже за 50-100к, без менеджеров и договоров не в моих интересах.
Проблемы исчезновений нет, хотя я всегда требую телефоны до начала работы.
Так это проблема не дизайнеров, а контор. Если "через - 1 млн, а в обход - 30 тыс.", то реальная цена - это не миллион :-)
Это проблема менталитета в РФ. Все готовы левачить.
И у конторы есть налог на ФОТ 30% +13% + иногда НДС 18% Менеджеры с окладом и налогами. Руководство. Бухгалтерия и юристы. Аренда. Реклама. И главное туда включены простои.
При желании можно организовать и по-другому. Но опять же, мы в состоянии баланса :-)
Так а как себя вести в такой ситуации среднестатистическому заказчику, не искушенному в дизайне? Мне вот например?
Вопрос в значении, которое Вы ему придаете в бизнесе. Если оно близко к "никакому" - тогда все ОК. Если есть задача через дизайн выразить что-то, а не просто условно выделиться - тогда задача усложняется.
Тогда главное понимать - что хочется выразить. А дальше уже все зависит от правильной совместной работы. Чаще всего, все быстро становится очевидным :-)