Не пытайтесь выглядеть успешным

В сентябрьском INC была опубликована очень интересная статья Джессики Брудер. В ней она сравнивает предпринимателей, начинающих и развивающих свой бизнес самостоятельно с всадниками, скачущими на львах. Со стороны все кричат: "О боже, какой он храбрый!". Сам же предприниматель, сидящей на льве думает: "Какого черта я здесь делаю? Как же мне удержаться, чтобы лев меня не сбросил и не съел!".

Проблема антерпренерства в том, что ты вынужден создавать себе легенду для того, чтобы не выглядеть в глазах партнеров и клиентов неудачником. И такой подход, несмотря на его распространенность, на самом деле обходится бизнесу очень и очень дорого. И речь далеко не о финансовых затратах. Речь скорее о продолжительных депрессиях, неврозах, психозах и прочих нервных расстройствах, прессинг которых выдерживает далеко не каждый предприниматель.

Об этом было не принято разговаривать публично и вообще озвучивать эту проблему, но как много людей в поисках путей развития собственного бизнеса переходили "красную черту" - продавали недвижимость, закладывали все, что только можно, брали кредиты тогда, когда делать этого категорически не следует. Все это валится тяжким грузом и приводит к, фактически, пограничным состояниям. Отсутствие сна, вечно нервное состояние в ожидании не чуда, а новых проблем на фоне острой нехватки средств, переедание или наоборот, полное отсутствие аппетита, приступы отчаяния, безнадежности, никчемности, потеря мотивации и, наконец, постоянное присутствие суицидальных мыслей. Вот она - предпринимательская правда жизни.

Проблема в том, что предпринимательская деятельность в том виде, котором мы ее понимаем, когда вы отдаетесь целиком работе, полностью разрушает жизнь. И лишь малая часть антерпренеров умеет правильно распределять усилия, уделяя время и внимание не только работе. В результате бизнес, построенный на стрессах, выживает значительно реже, потому как время, которое мы могли бы тратить на анализ и выработку стратегий, тратится на переживания.

Предприниматели практически всегда борятся с этим молча. Потому как об этой слабости говорить нельзя. Но при этом возникает еще одна проблема - "божья искра". Когда у тебя нет никаких сомнений в собственной никчемности и безнадежности (в период обострения), подпитывает тебя мысль о том, что у тебя существует предпринимательская интуиция или талант. И об этом Джессика пишет очень любопытно, цитируя Джона Гартнера, профессора психиатрии и автора The Hypomanic Edge: "Когда Вы считаете себя Иисусом - вы явно страдаете манией [и это очевидно для всех], но когда Вы думаете, что Божий дар помогает вам инвестировать, вы страдаете гиперманией. Грандиозность разная, но симптомы - те же". Это и сильная и слабая сторона предпринимателей одновременно, потому как разумную грань перейти очень просто. И в моей практике уже обанкротилось не мало предпринимателей, владевших рынком и уверенных в своей интуиции и прозорливости.

Но кризис расставляет все по своим местам. Вы озабочены проблемой не развития, а выживания - а эта проблема всегда сопутствует периоду становления бизнеса и прохождения критических точек (о них я писал здесь и особенно здесь) - т.е. наблюдается в первые 10 лет (!) развития компании, как минимум. В этот период развитие и выживание слишком близко соприкасаются между собой, вынуждая говорить на людях именно о росте (смотрим на льва со стороны), но признаваясь себе глубоко внутри именно в том, что мы ищем способ выжить на рынке. Беда в том, что этот диссонанс лишь усугубляет психологическую нагрузку на предпринимателя.

Сейчас ситуация меняется. На фоне потока западных антерпренерских откровений, откровения наших предпринимателей о сверхуспешных проектах, щедро орошаемых собственной гениальностью, выглядят, мягко говоря, совсем неубедительно. Совсем недавно я столкнулся с таким примером (кажется пиццерии?).

НО! Хочу обратить внимание - это все ни сколько не умаляет ни способностей, ни правильной упертости, ни таланта. И я рад за тех, чей бизнес растет и развивается. Особенно если этот бизнес не зависим от государства. Но я в случае оценки чужого бизнеса, смотрю на льва со стороны. Смотреть, сидя на нем сверху, могут лишь владельцы бизнеса.

PS Собственно, ссылка на статью http://www.inc.com/magazine/201309/jessica-bruder/psychological-price-of-entrepreneurship.html
Tags:
где эта грань, между нужной успешнотью, чтобы привлечь клиентов инвесторов и пафосом?
только здравый смысл - ведь это и определяет предпринимательскую способность
"О боже, какой он храбрый!". Сам же предприниматель, сидящей на льве думает: "Какого черта я здесь делаю? Как же мне удержаться, чтобы лев меня не сбросил и не съел!" — да)))).
Даже бывают приступы паники, когда вообще начинаешь думать что было бы лучше как все отучится в институте и пойти работать планктоном, получать себе зарплату и клал я на всех после 6 вечера и по выходным. А еще тебе дают отпуск. Целый месяц!
А потом понимаешь что жизнь наемного работника скучна, а твои проблемы решаемы и снова радуешься что ты предприниматель.

Edited at 2013-09-11 01:21 pm (UTC)
Как в анекдоте: знаешь, хочется как маленькая девочка, сесть под стол, обхватить коленки руками, и плакать, плакать.
-Андрюх, что случилось. - Жена машину разбила.

так и в бизнесе, бывает все наваливается, ну много, и думаешь. вот, вот сломаешься)
А потом меня спрашивают почему я так долго сбрасываю лишний вес? Потому что стресс либо закуривается никотином, либо запивается алкоголем, либо заедается сладким))).
Хотя страшно только в первый раз. Потом привыкаешь и смотришь на вещи уже под другим углом. Да и длится это максимум до утра, а ночью мозг рождает решение.
Да и проблемы, как правило, мы себе сами накручиваем — не все на самом деле так страшно.
да, да проблемы больше накручиваем, создаем из мух слонов, а еще и плодим сами их)
Но преувеличивать все равно приходится, даже на уровне возможности, потому что и так все делят на два...
если инвесторы вам изначально не верят и делят на два, то как тогда делать бизнес вместе?
при первом вчечатлении, а потом уже можно все таки к реалиям подводить...
А я где то слышал что люди всегда врут. Везде. вообще от50 до 70% из того что мы говорим и делаем — ложь. Я вот не знаю как это применить в данном контексте, но в повседневном общении с кем бы то ни было эта тенденция прослеживается.
возможно просто никто не хочет слышать правду? :-)
Вообще статья сама очень интересная, консултировать других людей по выходу из долга, когда у тебя долгов самого больше в два раза)
)))
— Я медведя поймал!
— Так веди его сюда!
— Не идёт.
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
Re: )))
так и есть :)

Ведь мало кому в голову приходит оценивать продукт по храбрости его создателя. Но почему-то сами создатели думают иначе. Ведь посмотрите на те же блоги: там где есть мучения и терзания, есть и лояльные потребители. Там где "у меня все хорошо - скорее восторженные будущие предприниматели". Разница большая.