Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Опасные для дизайнеров маркетинговые ограничения

Представьте себе, что Вы управляете океанским лайнером. Идти в открытом океане придерживаясь курса сможет капитан или штурман с базовыми знаниями. Но заходя в узкий пролив (например, Босфор) или канал (не дай Бог, Панамский) требования к профессионализму и квалификации повышаются многократно.

Приблизительно то же мы встречаем и в сотрудничестве маркетолога и дизайнера. Пока границы проекта смутные (или их нет вообще) и концепция позиционирования не определена - дизайнеру доступны любые инструменты и их сочетания. Это т.н. "свобода креатива", которую можно увидеть в работе небольших и молодых агентств. Буйство идей захватывает дух, портфолио очаровывает новизной и смелостью. Но как только мы вступаем в диалог с маркетологом, все значительно усложняется.

Я сейчас не о синдроме аудитории монстров, про который писал недавно. Я о полноценном и взаимовыгодном сотрудничестве между маркетингом и дизайном при учете полнейшей вменяемости клиента компании и его толерантном отношении к собственным потребителям (как минимум).

Появление в проекте ограничений, связанных в большинстве случаев с ожидаемым позиционированием продукта на рынке и действиями по его достижению (т.е. сегментированием и дифференциацией), только на первый взгляд кажется серьезным упрощением задачи. Казалось бы, как здорово, когда мне, дизайнеру, говорят: "наша задача подчеркнуть это и это, достичь такого восприятия, используя такие и такие приемы, а результат должен однозначно восприниматься так-то". Это голубая мечта практически каждого дизайнера - работа в понятных условиях и с четкими критериями оценки своей работы.

Но эта простота только кажущаяся. И на этом "плывут" очень многие. Дело в том, что при работе в привычном формате (приблизительно это, приблизительно для тех) не умея хорошо пользоваться одним инструментом, дизайнер может с легкостью заменить его набором других. Не умеешь работать с текстом - поставь картинку. Не чувствуешь текстуру - работай с цветом. Не умеешь формировать композицию, добавь отвлекающих мелочей - и т.д. Но когда количество инструментов строго регламентировано - а именно это и происходит в рамках работы в регламентированном "креативном поле" - то к дизайнеру начинают предъявляться куда более строгие требования. И здесь сразу всплывает очевидность профильного образования, знание основ и истории, умение анализировать причинно-следственные связи и инженерное мышление. Собственно, те качества, что определяют отличие профессионального дизайнера от просто именующегося им.

В моем опыте было несколько проектов, где узкие рамки концепции не упрощали, а усложняли его настолько, что в процессе работы приходилось проводить радикальные изменения - например, менять команду. И не только в дизайне. Я это расцениваю как свою ошибку: с одной стороны задавая четкие рамки для проектов по вербализации или визуализации, мы решаем проблему четкого донесения основного сообщения. С другой стороны, чаще всего в таких рамках создать достойный продукт могут не просто высокопрофессиональные специалисты, но и те, у кого есть еще "божья искра". Талант, умноженный на системные профессиональные навыки.

Об этом надо всегда помнить, когда Вы формируете команду или беретесь за реализацию очень точно описанного проекта. Шаг в сторону всегда приведет к размытию фокуса, который так тщательно собирали. И невзирая на стремление работать в четко описанных рамках, это не всегда плюс. Особенно, если трезво оцениваешь собственные силы.
Tags: брендинг, дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments