Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Дизайн: восточный против западного

Очень сложно коротко сформулировать ответ на вопрос, чем дизайн восточный (азиатский) отличается от европейского (западного). Ведь дизайн определяют культурные тренды, а в истоках даже религиозные предпочтения. Но разобраться в этом крайне интересно. Ведь пожалуй в России, как ни в одной другой стране могут успешно сосуществовать дизайн-студии, занимающиеся явной азиатчиной и те, кому ближе европейский лаконизм. Это совершенно не удивительно и это во многом "мирит" плохой и хороший дизайн с моей, все-таки проевропейской точки зрения.

Если обратиться к истокам, то разница в культурных различиях очевидна: "быть, но не казаться" - с точки зрения западного подхода, "казаться, но не быть" - с точки зрения восточного. Предельно утрировано, конечно. Это визуальное доминирование формы над содержанием. Ведь это присуще и нам: порой громкость звука для нас важнее, чем его чистота, а размер имеет куда больше значение чем качество или удобство. Для нас - чем больше, тем лучше. Чем больше элементов дизайна в продукте, тем виднее и дороже работа. Чем больше золота - тем ярче и круче. Это нормальный подход, который имеет право на жизнь, но дистанцирует нас от Европы, в которую мы все время стремимся. Именно поэтому нашим дизайнерам так страшно нравится просматривать The Dieline и Popsop, но в результате таких просмотров не получается создать что-то похожее: не коцепцию, а готовый продукт.

С другой стороны, мы и европейский дизайн воспринимаем как-то не правильно. Его простые форма не означают, что в западный дизайн - это скучный дизайн. Но в про-азиатском исполнении получается именно так: мы берем привычный азиатский образ и отсекаем от него все по европейским меркам лишнее. И что у нас получается в итоге? Как правило, унылое гавно.

Легко объяснить, почему так происходит, вновь обращаясь к истокам. Мы привыкли создавать впечатления "крупными мазками". Когда в вашем дизайн проекте 100 элементов, то именно взаимосвязь между ними формирует общее впечатление. Ваше восприятие рассеивается между 100 объектами, на долю каждого из которых приходится одна сотая внимания. Тогда требования к исполнению каждого элемента кратно снижаются. Такой подход касается и отсутствующей композиции (направление, крайне популярное в вебе). Она попросту не нужна. Информационная иерархия определяется скоплением или отсутствием декоративных элементов, позволяющих работать с содержанием и идентифицировать структуру. Определяющим становится так же и размер - чем крупнее, тем важнее. Вы создаете "цветастый" орнамент, массу, паттерн - называйте как угодно. Но каждый из его элементов лишен собственного смысла и содержания, они работают лишь вместе. Исключи хотя бы половину из них, и композиция развалится. Дизайн перестает работать.

Но представьте себе, когда вместо 100 составляющих, при помощи которых вы доносите свое послание, вам надо использовать 10. Или 5. А может даже и один. И внимание смотрящего будет сконцентрировано на одном конкретном элементе, который будет подвержен изучению в 10 раз дольше и пристрастнее соответственно.

В таком случае мерилом качественного дизайна (т.е. правильно формирующегося впечатления) будет не количество элементов, а качество проработки каждого из них. И чем таких элементов меньше, тем значение каждого из них - больше. Это и есть суть западного, протестантского дизайна. Несмотря на то, беден ты или богат, ты должен жить в скромности. Хотя правильнее будет употребить слово лаконичность. Но это не означает, что ты должен страдать. Просто каждый продукт, размещенный в лаконичном пространстве, должен быть идеальным. Тогда это пространоство не будет скучным. Тогда можно любоваться не обилием вещей, а пропорциями каждой из них.

И здесь возникает проблема. Нарисовать всего много - мы можем. Восточный подход нам близок и понятен. Но когда возникает необходимость от него отойти, становится скучно. Именно поэтому так сильна европейская дизайн школа, именно поэтому туда так стремятся за профессиональными знаниями. Ведь именно там рассказывают, как, практически не используя форму, можно полностью отобразить содержание. Именно там последние сто лет полируют навыки оставить впечатление ничего не сказав.

В "восточном" же  направлении - скорее наоборот. Дизайн строится на эмоциях и предыдущем опыте. (Там было красиво, давай сделаем так же). В нем нет системы и ограничений, а попытки "скрестить" восток с западом получаются удачными там, где колоссальный восточный опыт встречается с высокопрофессиональным европейским системным подходом и умножается на врожденное чувство стиля и безупречный вкус. Редкий дизайнер/архитектор/модельер может быть тому примером - они исключения, случайности, божьи искры. Ведь синтез здесь вряд ли возможен - уж больно полярны подходы.

Вы можете конечно сказать, что это все нам не нужно. Мы - это Азия, и все европейские штучки нам не нужны. Сейчас - это так. Но если посмотреть вокруг, а не только внутрь своей страны, то можно четко определить тренд: Азия учится в Европе. Почему? Да потому как "насыщенный" восточный подход хорош тогда, когда дизайн в недостатке. Когда мало людей, мало домов, мало машин, мало коммуникаций. Как только количество информационного шума и кричащих продуктов увеличивается, мы начинаем испытывать стресс и искать простое решение. У нас нет времени и желания оценивать (пусть даже бегло) все 100 коммуницирующих с нами элементов дизайна. И мы ищем один, убедительный. Это и есть "экологичный дизайн", который нужен, как никогда.
Tags: дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments