Эмоциональная долговечность

Я часто пишу про пользу продуктов, обладающих визуальной экологией. За последние несколько месяцев на эту тему было достаточно постов, чтобы поразмышлять на эту тему самостоятельно. Наиболее часто такие продукты встречаются в люксовом сегменте, потому как этот самый "экологичный дизайн" напрямую связан с использованием высококачественных материалов и требует особо тщательной работы. Это вопрос не цены, а подхода к организации производства.

Но помимо производственных, есть еще и чисто дизайнерские аспекты, позволяющие провести четкую грань между качественным и некачественным дизайном, между хорошими и плохими продуктами: от автомобиля до сайта, от самолета до авторучки или упаковки колбасы.

Зародившееся еще в начале ХХ-го века направление, названное "устойчивым дизайном" (sustainable design), популярность которого возрасла в начале века текущего, отличает очень тесная взаимосвязь между объектом дизайна, экологией, социальными и экономическими факторами. Это целая философия о взаимосвязи и создании устойчивое среды, где дизайн объединяет и укрепляет эту самую устойчивость, делая продукт нечувствительным к экономическим, политическим или социальным изменениям. Т.е. как бы не изменился рынок и потребности, продукт не будет усугублять экологические или экономические проблемы, создавая так называемое динамическое равновесие. Простыми словами, продукт создается таким, чтобы с ростом его потребления между потребителем и продуктом взаимоотношения только укреплялись и меняли, возможно, саму модель потребления.

Здесь особое место занимает экология производства и управление отходами (коробки из переработанного картона, продукт, который можно переработать, быстроразлагающиеся и безвредные элементы конструкции и упаковки - это все отсюда). Здесь же - экономическая доступность (не только цена покупки, но и стоимость владения, исчисляемая из его длительности). И еще один важный фактор - это эмоциональная долговечность.

Не так давно я писал свою рецензию на пост Эдуарда Колотухина о долговечности продуктов, правда чуть под другим углом. Но сейчас - именно о ней.

Ведь что заставляет нас менять дизайн - от сайта до интерьера? Все правильно - ощущение некачественно сделанного продукта. Более того, в некоторых случаях это ощущение появляется буквально с первыми днями владения: новым стилем, новым дизайном, новым домом... Иногда на осознание ошибки уходит несколько месяцев, иногда полгода. Спросите своих клиентов через год, после того как проект по дизайну был сдан и запущен - на сколько их отношение к продукту за это время изменилось? В большинстве случаев "привыкли и нравится" говорит о том, что продукт плох, очень плох. Потому как эмоциональная долговечность, отличающая плохой продукт от хорошего, основывается лишь на одном - на постоянном усилении удовлетворения от использования. Конечно, в рамках жизненного цикла продукта.

Никогда не сталкивались с ситуацией, когда свежая покупка, по началу вызвавшая чувство удовлетворения, но не восторг, в процессе пользования начинает нравится все больше и больше? Все, что угодно - от iPhone до автомобиля, от сайта, до нового предмета интерьера. Это и есть та самая эмоциональная долговечность - элемент sustainable design, классный дизайн, который при каждом взгляде вызывает лишь позитивные эмоции.

А дальше - все просто. С дизайном происходит все тоже самое, как с продуктами бытового назначения. Чем выше его качество, тем дороже он стоит и дешевле обходится. Потому как в том случае, когда динамическое равновесие не сохраняется, когда "модный" дизайн умирает на глазах, ваше взаимодействие с объектом становится раздражающим. И раздражение, даже в той степени, когда оно не обращает на себя внимание, побуждает к более частой смене продукта - дивана, телевизора, фирменного стиля или кухонного комбайна. Т.е. для вашего блага приходится задействовать больше природных ресурсов, создавать больше отходов, вынуждать вас зарабатывать больше. Потому как то, что вы сделали или приобрели вдвое дороже, чем соседи или конкуренты, прослужит вам втрое дольше, не потеряв своей актуальности. Так было, есть и будет.

Но для того, чтобы стать потребителем такого эмоционально долговечного дизайна, начинать надо вовсе не с поиска возможности заработать на него. Часто достаточным будет чуть более широкий взгляд, отрешенный от модных трендов и рекламно-фестивальных шумов. Т.е. взгляд не вокруг, а вовнутрь себя. Это позволит, получив максимум удовольствия, сэкономить массу средств, к тому же,
Tags:
...эм, продолжение будет или?
Другой раз ЖЖ какого-нибудь пользователя нехочется читать, потому как дизайн его поста совершенно непрезентабельный, прям читать отталкивает. И дело до эмоц. долговечности не доходит вовсе : (
Спасибо, Сергей, очень откликаются во мне, как в дизайнере и в фотографе, Ваши слова. Ведь речь идет о той высокой степени функциональности - в ее хорошем, смысловом, бытийном понимании. И тогда - да, эта эмоциональная долговечность постоянно присутствует и обрастает разными нюансами позитивных эмоций, и продукт (если мы говорим о дизайне) побуждает постоянно находиться с ним в своеобразном "диалоге", открывая все новые грани себя - и нас, соприкасающихся с этим объектом. Как-то мне так видится.
И очень перекликается - "начинать надо вовсе не с поиска возможности заработать на него. Часто достаточным будет чуть более широкий взгляд", это истинно так, надо начинать с радости от идеи, с радости творчества или сотрудничества. С себя.