Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Mind the Gap. Опасность класса dolce vita, подстерегающая бизнес почти на старте

Такое случается очень часто: компания очень удачно вышла на рынок и стала резко набирать обороты. Проходит год работы и внутри нее понимают - да, идея сработала! И это здорово. Покупатели выстраиваются в очередь за продуктом, продажи растут, бизнес расширяется. Все отлично.И, что вполне логично, хочется себя отблагодарить. Снимается прекрасный офис, покупается навороченная оргтехника, набирается красивый персонал. Ведь бизнес растет, у нас все получилось.

В подводном плавании есть такой риск, такая ошибка. Когда ныряльщик или дайвер всплывает из глубины, желание оказаться на поверхности бывает так велико, что он преждевременно срывает маску и трубку. Ему кажется, что он уже в одном миге от поверхности воды и свежего воздуха, но на самом деле до них еще достаточно далеко. Часто такая ошибка заканчивается летальным исходом.


Такое желание срочно воздвигнуть памятник своему предпринимательскому таланту в виде шикарного офиса с панорамным видом, например, - есть очень примечательный маркер. Достигнув определенного этапа развития компания "выдохнула". Сосредоточилась на себе, но не на продукте. Расслабилась.Но возможно ли такое поведение тогда, когда бизнес должен расти и развиваться? Я понимаю, что основателям очень хочется получить вознаграждение за свои не напрасные труды...

Мы стремимся вперед, к свободе, к роскоши и богатству, к общественному признанию. Да не важно к чему. И порой кажется, что мы уже достигли того состояния, когда пора уже поставить памятник себе (ведь доходы явно выросли). Но на самом деле мы еще не достигли той стадии развития бизнеса, когда это сделать можно. Да по большому счету, этого никогда делать нельзя.

Я вовсе не призываю жить в скромности, но опережать события - нельзя. Первая прибыль и бурный рост - это весьма призрачны. Ведь за первым ажиотажем, вызванным интересом к любому новому, следуют снижение темпов роста и стагнация - лишь потому, что новаторы уже насытились, а более сдержанная часть аудитории еще не прониклась доверием к продукту. И этот разрыв, частность всеобъемлющего gap anslysis (анализ разрыва между рыночным положением компании в широком смысле и спросом) - одно из самых опасных мест в развитии нового бизнеса. Про него забывают, его не учитывают в переполненных позитива планах развития и... проваливаются в эту пропасть. Именно тогда, когда темпы развития компании уже, казалось бы, дают возможность обзавестись кожаным креслом с полисандровыми подлокотниками. И успокоиться.

Успокоиться ровно в тот момент, когда бурный рост катастрофически сказывается на продуктах и сервисе, особенно когда отсутствует понимание и четко прописанные стандарты по отношению и к первому, и ко второму. Ведь компании, переживающие бурный рост испытывают огромные проблемы с качеством продукта и сервисом вокруг него: часто бизнес просто не успевает за растущим спросом: а это означает, что новые кадры будут плохо обучены, новые офисы/магазины сделаны на скорую руку, служба поддержки работает не так четко, как хотелось бы.Яркий тому пример - один из самых интересных стартапов питерского рынка - компания "Лосево". Производитель молочных продуктов высокого качества со смелой айдентикой и собственной дистрибьюцией. Об их шикарном офисе с красивыми видами ходят слухи, а вот в их флагманском магазине на Загородном уже появился неприятный запах... И сколько таких примеров было и будет - сложно представить.

Но в этот момент интересы собственников бизнеса, стартаперов, переключаются на себя. На создание комфортных условий для своего существования. В этом нет ничего плохого кроме того, что они отдаляются от "передовых", уходят в back-office и теряют контроль над теми процессами, у руля которых они стояли в самом начале. Тем самым пагубно влияя на скорость принятия решений и проведения изменений, необходимых для поддержки общего тонуса, драйва внутри компании. Правильно ли это? Безусловно, нет.

Лишь момент, когда рыночная ниша занята, планируемая доля рынка достигнута и компания перешла на экстенсивный путь развития с интенсивного, таки действия возможны. Но далеко не все и в этом случае видят в них необходимость.
Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments