Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Category:

"А можно всех посмотреть?" Пора определяться, заниматься дизайном или проституцией

Один замечательный московский клиент в задушевной беседе меня озадачил таким рассуждением: "Когда в автомобильном сервисе мастер предлагает Вам либо починить деталь, либо заменить узел целиком - он перекладывает на Вас принятие решения и ответственность за него. Несмотря на то, что это его обязанность". Это очень логично и очевидно. И это отличное замечание. Но возьмите бизнес, связанный с дизайном и брендингом - ситуация ровно такая же.

Агентство предлагает клиенту на выбор несколько вариантов, допустим, дизайна упаковки. Клиент мучается, долго выбирает, просит совместить цвет из вариана "а" с вишенкой из варианта "б" и в результате получается "клюква", в изобилии присутствующая на наших полках. Клиент (в глазах агентства) остается мудаком, агентство - жертвой произвола. Но так ли это на самом деле?

Безусловно - нет!

Давая клиенту возможность выбирать агентство перекладывает на него ответственность за собственную работу. Если клиент продвинут - это хорошо. Но к сожалению, большинство клиентов обращают в агентство для того, чтобы именно от агентства получить правильный "продвинутый" результат, т.к. самостоятельно решить эту проблему компания не может. И даже, не побоюсь этого слова, признает свою некомпетентность в вопросах дизайна. Есть, конечно, случаи, когда клиенты считают свой вкус эталонным и им нужен скорее подмастерье, чтобы грамотно втиснуть их идеи и амбиции в ограниченную печатную поверхность.  Это буйные клиенты, смотрящие свысока, их тоже не много и с ними можно просто не работать. Но что делать со остальными девятью из десяти как минимум?

Компания, которая пришла в студию/бюро/агентство за профессиональным советом, получает целую палитру различных вариантов решения ее проблемы. Но компания не способна выбрать оптимальный из них, потому как некомпетентна и доверяет агентству в этом вопросе. А в ответ им выдают или различные идеи или просто различные способы реализации одной. Так какая из них правильная? Все! А какую порекомендуете? Любую!

Пусть даже у агентства есть "красная тряпка" (подача, которую точно выкинут), но на фоне слабой подготовленности даже самых серьезных клиентов, выбирать между остальными - задача очень и очень сложная. И результат будет непредсказуемый. И результатом этим будут в равной степени недовольны обе стороны. Даже если в отношениях настанет happy end, вы погрузите своего клиента в вечные сомнения о правильности его же выбора. ("А вот если бы мы взяли "желтенький", то сейчас продажи бы резко возросли"). Т.е. "бонусом" агентству еще и будет низкий уровень удовлетворенности клиента. Пусть даже достаточный для окончания работ.

Что же делать? Может не стоит все-таки снимать с себя ответственность за свою работу? Может не стоит перед клиентом ставить задачу, с которой он не справится. Его же задачу, за решением которой он обратился к Вам. Не городить огороды, а создавать решения, которые будут правильными - сложнее изначально. Но удовольствие от такой работы будет несоизмеримо больше, а результат будет радовать клиента и Вас. Разве это плохо?

Исключения, безусловно, есть:
1. Когда концепция позиционирования не сформирована и мы можем двинуться в любом из направлений, то задача дизайнера не создать продукт, а проиллюстрировать концепцию. Здесь свободу творчества никто не ограничивает.
2. Когда все значимые элементы дизайна готовы и утверждены, то выбирать можно между теми нюансами, которые серьезно не повлияют на конечный результат. Формируя изначально "среду марки" даже написание логотипа не изменит ее восприятие радикальным образом. И здесь вариантов может быть бесчисленное количество. Но даже они должны соответствовать общей идеологии. А как уж нанести капельки росы на апельсин - эта тема может обсуждать с клиентом сколь угодно долго. В радость и удовольствие обоим сторонам.


Но в остальном широкий выбор вряд ли поможет. Заодно получается еще и дополнительный маркер. Чем ниже квалификация агентства, тем на более ранних стадиях возникают "различные варианты" в количестве трех штук.

Tags: брендинг, дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments