Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Маркетинг, который у вас скоро отберут

Последнее время пытаюсь собирать и анализировать информацию из будущего. Очень хочется понять, где мы окажемся через 3-5-7 лет и спланировать свою работу так, чтобы учитывать перспективы. "Здесь и сейчас" - это здорово, но проблема в том, что практически на всех рынках и во всех отраслях начинаются такие изменения, которые могут радикально перевернуть бизнес-процесс и подходы к бизнесу вообще. Критическая масса требуемых изменений уже почти набрана, осталось попытаться понять, каковыми они будут и как они повлияют на развитие компаний в ближайшем будущем.

Я не о гигантских корпорациях с сотнями аналитиков, я о среднем и малом бизнесе, с которым дружу... И у меня складывается ощущение, что мы скоро вступим в ту фазу развития рынка, где "хвост вертит собакой". Это чувствуется по глобальному рынку маркетинга и дизайна, где началась активная децентрализация почти сразу после кризиса 2008. Мэдисон-авеню, как концепция рекламного бизнеса - устарела: красивые офисы и огромный штат сотрудников необходимы только крупным клиентам, а именно крупные рекламодатели сталкиваются сейчас с наибольшими трудностями в развитии. Потому как изменилась среда. И продолжает менятся, лишь ускоряя темпы этих изменений.

Мы много говорим о том, что бренд находится в руках у потребителя. Точнее - в головах. Мы часто вспоминаем о том, что брендом нельзя управлять из кабинета директора по маркетингу. Это "ответное знание" со стороны потребителей, и все, что можем мы, это подпитывать его свежей информацией: махать красной тряпкой перед глазами покупателей, рассказывая о своих достоинствах и умалчивая о недостатках. На этом сосредотачиваются те, кто отвечают за коммуникации.

Так вот самая большая проблема для корпоративного маркетинга, которая радикальным образом повлияет на его (маркетинга) будущее состоит в том, что тихо и даже незримо коммуникации делегируются потребителям. Если еще 20-30 лет назад потребители формировали мнение о продукте благодаря рекламе и рейтингам ангажированных (от части) изданий, то сейчас ситуация радикально изменилась. Это пока плохо понимают и недостаточно осознают в компаниях, но время поджимает... Скоро это станет дамокловым мечем, висящим над будущим многих компаний.

Если еще недавно мы говорили (повторюсь) только о бренде, как об образе продукта или компании, который формируется вне ее, то сейчас компании все меньше и меньше способны влиять не на "образ торговой марки", а на свои коммуникации вообще. А это означает, что фактически вся маркетинговая машина, направленная на формирование новых рынков и привлечение новых потребителей - уходит из под контроля компании. И чем дальше - тем круче.

Социальные сети, прайсчекеры и свободные рейтинги как продуктов, так и магазинов, способны уже сейчас полностью свести на нет все коммуникационные усилия компаний. Несколько негативных отзывов на сайтах, подобных "Яндекс.Маркет" в своих сегментах, способны компенсировать даже самое сладкое ценообразование. И если раньше мы долго изучали форумы по покупке сложной электроники и автомобилей, то уже сейчас не составляет труда получить исчерпыающую информацию о любом продукте: от буханки хлеба до кофеварки. А мы находимся только в начале пути, технологии мобильного обмена информацией в режиме реального времени лишь начинают развиваться. Что будет через пять лет? А ведь это вовсе не долгосрочная перспектива.

И главное - это объекты, первые жертвы. Это, опять же, малый и средний бизнес. Бизнес с неотрегулированными процессами, отсутстующим менеджментом и скорее вредительским сервисом... На этом рынке, который и сейчас открыт практически во всех своих сегментах: от торговли велотренажерами и кондиционерами до электромонтажных работ, грядут самые большие изменения.

Ведь это компания ограничена в своих коммуникациях, а не потребители. И даже если покупатель не прав, к нему прислушаются более внимательно, чем к оправданиям компании.

Есть над чем подумать :-)
Tags: бизнес, брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments