Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Category:

Время честного бизнеса

Российский бизнес умирает. Не в прямом смысле. Он перестает пользоваться уважением среди потребителей, среди граждан. Персонажи типа Олега Тинькова, зарабатывающие не безграмотности и амбициях, на том что "для дурака не нужен нож" перестают вдохновлять и воодушевлять. На первый план маленькими шажками, но увереннее месяц от месяца выходит другой бизнес. Честный, правильный, с душой. С продуктом, сделанным на совесть и с ценой, которая с любой стороны кажется адекватной. Это уже производители, а не перекупщики.

За последние пару лет появилось много "альтернативных" проектов, особенно в общепите и розничной торговле. Но они отличались формой, зачастую пряча глубоко внутри, под гламурным, колхозным или хипстерским макияжем все тот же неприглядный российский бизнес: купил за 100, продал за 1000. Огромное количество магазинов органических продуктов, третьих мест и хипстерских буфетов приятно разнообразили рынок, но есть это, простите, не возможно. Либо дорого и не вкусно, либо дешево и не вкусно. А не вкусно лишь потому, что это продукт моды, а не душевный порыв.

Но через них перешагнули другие. Предприниматели с совестью. Те, кто переживает прежде всего не за свой кошелек, а за свое дело. И если среди делающих модные "стартапы", красиво распиаренные на LookAtMe и в "Афише" через год пропадают в небытие 90 из 100, то среди "предпринимателей с совестью" которых я знаю (и с которыми даже посчастливилось работать), я не знаю тех, кого бы постигла неудача.

На фоне постоянно потряхивающихся рынков с высокими входными порогами, конкуренцией понтов и покупателями, которых именуют "стадом баранов" тихо и незаметно развивается отдельный рынок. Рынок, который находится вне пределов понимания нынешних лидеров. Рынок, который находится вне компетенций консультантов, предлагающих построить прибыльный ресторан за 100 дней или поднять продажи на 65%, аккуратно втюхивая что-то дополнительное. Этот рынок пока мал, невидим и непонятен для большинства игроков. Тем он и опасен. Потому как на рынке честного бизнеса существующие игроки выжить просто не смогут. Их представления о бизнесе и потребителях - иные.

Меня всегда учили не смотреть на размеры, а изучать динамику. Если маленький с точки зрения сетевого монстра сегмент развивается темпами, в десятки и даже сотни раз опережающие среднеотраслевые, то его доля сейчас низка. Но есть реальный шанс, что в следюущий раз, когда крупный бизнес займется анализом, он обнаружит эту "мелочь" либо дышащую прямо в затылок, или перед собой, далеко впереди.

Это уже происходило с российским рынком в 2003-2005 годах. Когда монстры, делившие рынок на двоих вдруг с ужасом обнаруживали, что какая-то "компания соплячок" превратила их 53% рынка в 7% менее чем за полгода. Но тогда все было чуть проще: потребители не были настроены негативно. Жить было не так дорого, как сейчас, а на 1 доллар хлеба, колбасы и молока можно было купить в два раза больше.

И здесь еще один тонкий момент, который и дает право предположения взрывного роста честного бизнеса. Когда ты делаешь все правильно, рационально используешь средства, инвестируешь и следишь за рынком искренне, стоимость продукции, выходящей из такой современной компании почти вдвое ниже, чем из "лучшего предприятия России" и т.п. Нет ни одной крупной компании на рынке, руководству которой хватало бы компетенций по ее управлению. Результат - низкое качество и колоссальная стоимость исходящей продукции. Она просто не может конкурировать с тем бизнесом, что построен перфекционистами, переживающими за свой продукт, а не за свой кошелек.

А теперь добавьте к этой цене голод потребителей, задушенных сетевой розницей и жадными рестораторами. Голод по продуктам, приготовленным без длинного списка консервантов и субститутов, заставляющих горить печенье "Юбилейное" или заправляться йогуртами "Данон" вместо бензина.  Отсюда темпы роста, о которых я писал - не кажутся чем-то феноменальным или мистическим.

Пустой рынок "честных продуктов" начинает наполнятся. И эта игра куда интереснее, чем разработка стратегии одного производителя говна, в результате которой он должен поглотить другого производителя одноименного продукта. И это страшно радует и даже вселяет надежду, что благодаря таким людям когда-нибудь и здесь может быть хорошо...
Tags: брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments