Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Дизайн, которому надо учиться. 10 правил модернистского дизайна от Дитера Рамса

1960s Braun Products Hold the Secrets to Apple's FutureНаверняка, многие из Вас, мои читатели, слышали о 80-летнем немецком дизайнере Дитере Рамсе. Человек, которому мы обязаны лучшими образцами промышленного дизайна, сотворил стиль Braun в середине 60-х годов прошлого века. Сейчас он называется "стилем Apple", что не удивительно. Яблочная компания никогда не скрывала своего стремление стырить что-то самое лучшее. Чем... заслуживает уважение.

Безусловно, в мире дизайна идет постоянный круговорот идей. Дизайн старого радиоприемника обретает новую жизнь через сорок лет в виде iPod, а обогреватель становится iMac'ом. На фоне ярких коробок с сотнями надписей появляются те, которые сейчас наиболее желанны. Простые коробки с лаконичным изображением - тоже детище немецкой компании, но переосмысленное через 40 лет. И это нормальный процесс. Особенно, если говорить о нем не как об открытии, а как о переосмыслении старых идей - и в этом Apple не упрекнуть. Их дизайнеры руководствуются теми же принципами, что и сам Дитер Рамс. Их всего десять. Десять принципов хорошего дизайна от Дитера Рамса. Их Вы можете найти в сети, но я бы хотел их немного раскрыть.

Хороший дизайн инновационен. Возможности для инноваций в дизайне есть всегда, потому как технологическое развитие формирует возможности для инновационного дизайна. Но инновационный дизайн не может быть самоцелью - он развивается лишь в тандеме с инновационными технологиями. Именно поэтому "инновационные" дизайнерские изыски очень часто остаются не понятными или не принятыми - они не находят должного подтверждения в технологиях. Про это мы часто забываем, к сожалению, создавая прекрасный фантик к плохому продукту.

Хороший дизайн делает продукт полезнее. Здесь все просто: если товар покупается для использования, он должен удовлетворять не только функциональным, но психологическим и эстетическим критериям. Правильный дизайн подчеркивает полезность продукта игнорируя все, что могло бы отвлекать от него. И это огромная неразрешенная проблема российского дизайна. Больше всех ей страдают веб-дизайнеры, создавая функциональные, но совершенно не эстетичные продукты. К остальным относится тезис об игнорировании. И пока мы делаем "все для всех" - хорошего дизайна, такого каким его видит Рамс, у нас не будет.

Хороший дизайн эстетичен. Эстетические качества продукта являются его неотъемлимой частью его полезности, поскольку продукция используется каждый день и оказывает влияние на людей и их настроение и качество жизни. И только хорошо исполненный продукт может быть красивым. Неэстетичен = вреден (для здоровья!).

Хороший дизайн делает продукт понятным. Дизайн уточняет, делает прозрачной структуру продукта. Более того, он может выражать свои функции задействуя интуицию пользователя. Это то, что мы определяем как "говорит само за себя". Сейчас этот принцип особенно важен - ведь будущее за интуитивно-понятными интерфейсами. А без хорошего дизайна такой интерфейс создать невозможно.

Хороший дизайн ненавязчив. Продукты, выполняющие определенную работу по достижению цели - это инструменты. Компьютер - это инструмент, телефон - это инструмент. И даже авиабилет - это инструмент. Это ни предметы декора, ни произведения искусства. Поэтому они должны быть нейтральными и сдержанными, чтобы оставлять пользователям возможность для самовыражения. Это относится, например, к современным электронным гаджетам, где нейтральная оболочка компенсируется возможностями по кастомизации вида рабочей поверхности (экрана).

Хороший дизайн честен. А вот про это правило забывают порой даже "дизайн-монстры". Дизайн не делает продукт более инновационным, мощным или ценным, чем есть на самом деле. Он не пытается манипулировать потребителем через обещания, которые не могут быть выполнены. Это не только основа настоящего дизайна, это еще и основа честного маркетинга.

Хороший дизайн служит долго. Это еще один признак, в который очень трудно поверить нашим дизайнерам и который не просто продать Клиенту. Быть модным - это опасно. Хороший дизайн не моден, поэтому он не устаревает. В отличии от дизайна можного, правильный дизайн живет много лет даже сейчас.

Хороший дизайн досконален до мелочей. Ничто не оставляется на волю случая. Это очень сложно реализовать, но точность и концентрация внимания в течение всего процесса дизайна есть выражение уважения к потребителю.

Хороший дизайн дружелюбен к внешней среде. Т.е. экологичен. И это крайне интересно! Хороший дизайн экономит ресурсы и сводит к минимуму физическое и визуальное загрязнение внешней среды на протяжении всего жизненного цикла продукта. Если пока мы говорим об экологии, как о вредных отходах и перерабатываемых материалах, то еще 50 лет назад Рамс говорил об экологичности визуальной, защищающей нас от вредного воздействия уродских вещей.

Ну и последнее, самое знаменитое правило. Хороший дизайн - это как можно меньше дизайна. Меньше, но лучше - и про это часто забывают, называя минимализмом полное отсутствие дизайна. "Меньше, но лучше" означает, что дизайн концентрируется на основных, первостепенных аспектах, не обременяя (пользователя) второстепенными. Это возврат к чистоте и простоте, который пока редок и до сих пор вызывает ажиотажный спрос на фоне продуктов усложненных.


Вот такой вот модернистский и функциональный подход к дизайну. Подход, который нам еще стоит осилить. Пусть даже при помощи чек-листа с принципами хорошего/правильного/полезного дизайна от Дитера Рамса.
Tags: брендинг, дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments