Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Category:

Результат работы консультанта. Start thinking differently

Прямо как с цена из голливудских фильмов про алкоголиков: "Здравствуйте, меня зовут Сергей и я - маркетолог". В глазах людей, далеких от вопросов коммуникаций и продаж - все маркетологи лжецы. У меня даже такой пост был в процессе смены профессии. Сейчас не буду вдаваться в тему того, как это получилось (виноваты маркетологи), а расскажу про более страшную вещь: про маркетолога-консультанта. Он ведь не просто обманывает, он пытается учить , как это сделать. Паразит, вредитель, креста на нем нет (гундяевской секты, естественно).

Все почему - потому как "пришел-поговорил-деньги получил-ушел". Большинство консультантов так и остаются не понятыми. Я сам лично сталкивался с таким вот результатом работы и мнением. Более чем уверен, про себя. Это были ошибки молодости и определенной консультантской незрелости. Мы остались в прекрасных отношениях и до сих пор общаемся с этой компанией (прошло года два с момента окончания работ), но ничего из задуманного так и не было реализовано. Или если реализовано, то реализовано не полностью, а фрагментарно. Так, что задуманная фишка, идея, концепция позиционирования - не доносятся полностью. И даже частично. А такой работы не может быть хорошего результата. В большинстве случаев - это не проблема консультантов, это проблема внедрения.

Я и этому посвятил много материалов в своем блоге и когда-то долго изучал проблему внедрения задуманного в поисках, где может быть ошибка, устранив которую можно избавиться от такого вот негативного результата консультационных работ. Ведь глобальная статистика говорит, что из 100 созданных стратегий полностью реализуются лишь 5! Пять процентов - это очень низкий КПД, доказывающий, казалось бы, что компания без стратегии и понимания своего развития может существовать и так, и существует. К сожалению, я так и не нашел достаточного количества информации, чтобы понять, каков эффект реализации стратегии у тех пяти компаний, по сравнению с остальными девяносто пятью. Он есть, это ощущается, но измерить мне так и не удалось. Основная же проблема и отличие тех пяти, от остальных девяносто пяти в том, что они четко знали что делать и не сомневались.

Почему? Потому как они не просто знали, что делать. Когда у тебя есть план, как из мышки превратиться в ежика, с подробными инструкциями - это здорово. Но если ты останешься мышью в душе, никакого ежика не будет. Дело в том, что в рамках смены той самой концепции позиционирования, за которой обращается большинство клиентов (четкий ответ на вопрос "кто мы?" беспокоит пока самых прозорливых, но напряжение растет), просто воткнуть в себя иголки будет больно и недостаточно.

Для того, чтобы реализовать задуманное, моему клиенту надо стать другим. И это самая серьезная задача, которая решается в рамках создания концепции позиционирования. Косметика не катит. Если в результате работы меняется не сознание (мы не ЛСД), а мироощущение, понимание плохого/хорошего, качественно сделанного, полезного и доходного, причем меняется в правильную, соответствующую задуманному, сторону - работа консультанта выполнена хорошо. Если сдвигов в понимании собственного бизнеса, продукта и клиента не произошло, парадигма не сменилась - значит работа проведена недостаточная и необходимо продолжать.

Начинать становится другим - для этого необходим бизнесу консультант по маркетингу. Ведь как бы ты не хотел улучшить свой продукт сам, создать себе позицию самостоятельно, ты смотришь на нее из своего мира. "Производственное мышление" и "корпоративная память" - работают всегда. Консалтинг здесь, как медицинское second opinion, превносит новые критерии оценки и формализует, подвергая ревизии, существующие. Тем более, если говорить о таких вопросах, как позиционирование и место на рынке.

Но если все эти изменения начинается не глубоко внутри, а являются лишь попыткой угодить целевой аудитории, обман быстро обнаружится. Почему? Потому как без правильного мироощущения и системы собственных ценностей, разделяемых, а не привитых, бизнес обязательно допустит ошибку и тем самым размоет то, что так долго пытался сфокусировать при помощи сторонних специалистов. Только когда идея посажена глубоко в голову и развивается в нужном направлении, возможно реализовать задуманное. Протестировать просто - как только клиент начинает выдавать собственные варианты решений, полностью соответствующие задуманному - он готов. Если он сомневается или ошибается, значит работа не проделана достаточно тщательно. И в дальнейшем можно сколь угодно полировать форму (айдентику, коммуникации, дизайн, интерьеры) - содержание или идеология, если они правильно усвоены изначально, в результате выведут на полностью соответствующие задуманному формы. Потому как другие будут просто малоэффективны и начнут отчетливо конфликтовать с содержанием.

Вот такая вот нехитрая задача должна стоять перед консультантом по маркетингу. И вот так просто оценить его эффективность.
Tags: брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments