Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Обучение брендингу

Мне часто задают вопрос, где можно обучиться маркетингу, брендингу, дизайну. И с ответом на него у меня всегда возникают определенные сложности. Конечно, можно сразу порекомендовать какие-то зарубежные ВУЗы, но чаще всего этот вопрос интересует тех, кто рассматривает возможности получить образование (хорошо, знания) в этой области здесь, в России.

Где мы получаем образование? В ВУЗе. Но если школа советского дизайна еще хоть как-то сохранилась, то все, что касается маркетинга и брендинга - типичная профанация. Я слышал и читал, что вещала заведующая кафедрой маркетинга МГУ. Это позор. Я периодически сталкиваюсь с преподавателями высшей школы - больших самовлюбленных безграмотных "специалистов" в маркетинге и брендинге вы не найдете нигде. Исключения бывают, но они лишь подтверждают практику. Чем хорошо ВУЗовский маркетинг и брендинг? Для людей с мозгами они дают уникальную возможность научиться фильтровать полезную и бесполезную информацию. И когда отсеется 95 ее процентов и останутся крупицы здравого смысла - вы предмет освоили.

Преподаватели, вышедшие из практиков. Это значительно лучше, но меня всегда смущает один факт. Где можно получить практику, которой будет достаточно для последующего обучения. В России? Но что это за практика? Брать ближе, кидать дальше - это весь постсоветский маркетинг, который и сейчас в силе. Опыт работы на высококонкурентных рынках отсутствует в силу того, что мы их до сих пор заполняем. Даже сейчас на большинстве рынков борьба происходит за вовлечение покупателя. Потребителей не переманивают, а привлекают. А это колоссальная разница. И даже если процесс вовлечения освоен "на пять", то те, кого практик будет учить, в дальнейшем столкнутся совсем с другими рыночными реалиями. И в этом - огромная проблема.

Еще одна проблема, часто встречающаяся и в дизайне и в маркетинге: практики очень плохо знают теорию. Или историю, если говорить о предметах с теорией отсутствующей. Дизайнеры-самоучки, не знающие основ композиции - это плохо. Маркетологи и преподаватели по брендингу, погрузившиеся в историю предмета на двадцать лет (вместо 150) - еще хуже. Если в первом случае знаниям поможет хороший вкус и интуиция, то безграмотный брендинг "на страстях" или "эмоционирование" - это травма на долгие годы.

Ситуация исправляется, и появляются "первые ласточки". ИКРа, БВШД... И если первые - это очень и очень любительский уровень судя как по программам, так и по отзывам, то курс "Брендинг" в БВШД - подает надежды. Там тоже много спорных моментов (это все-таки первый опыт), но сам подход вселяет надежду. Я поэтому и сам решил подключиться, потому как это первое и единственное публичное мероприятие, не кажущееся мне профанационным и бесперспективным (рекламу закончил).

Но все равно - проблему это не снимает. Опытные специалисты-практики делятся своими знаниями - но они очень быстро устаревают. Теоретики делятся теорией, но теория в маркетинга отсутствует: повторение одной и той же последовательности действий не приводит к похожим результатам.

Что же тогда остается? Мой ответ - учиться самостоятельно. Причем, начинать не с книг по брендингу, а скорее книг о стратегии и правильном построении бизнеса. Питер Друкер, Сливотски, Нортон и Каплан, Келлер... книги этих авторов порой крайне сложные и казалось бы слабо связанный с брендингом. Но после них книги Котлера, Траута, Питерса и Коллинза кажутся художественной литературой (которой от части и являются). И будет вам базис, первый уровень знаний.

А дальше? Дальше надо сомневаться. Не верить никому и пытаться докопаться до первоисточников. Тогда и только тогда в голове начнет формироваться правильное понимание маркетинговых и брендинговых процессов, каковыми они были в свое время и на самом деле. А знания по истории экономики (особенно американской, 20-го века) очень помогут сопоставить наборы инструментов с рыночными реалиями...

Ну и следующий шаг - самый интересный. Современные авторы. Сначала будут откровения, потом одни и те же примеры и мысли - совершенно одинаковые, но выраженные разными словами. Когда открыв новую книгу вы поймете, что все это уже читали - ваш процесс обучения закончится. Можно будет переходить во второй класс...
Tags: брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments