Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Ухудшить лучшее



Я часто говорю о мелочах, которые очень важны для любого продукта. И часто спорю о том, что "переплата за бренд" - это ошибочное мнение, основанное лишь на разнице в культуре потребления и оценке качества продукта. Одни понимают цену и величину усилий, связанных с достижением определенного уровня качества и готовы оплатить, другие не видят в этом необходимости и платить, соответственно, не готовы. Вроде бы и весь разговор.

Но есть еще один тип потребителей, которые дерационализируют потребление недоступных продуктов. Нет, это не значить "поливать дерьмом" то, что тебе недоступно. Это крайняя форма. Я сейчас о куда более сдержанных. Тех, кто считает некоторые продукты неоправданно дорогими и пытается тем самым увести собственную модель потребления в smart consumption. Это нормальная реакция и нормальное поведение. Ведь это делает нас счастливее. И это правда.

Но решая задачу тактическую (быть счастливым сейчас) не подменяем ли мы объективные вещи субъективными? "Лучшее - это то, что у нас." Да, подменяем. Иногда осознанно, но скорее подсознательно. Я уже писал о выборе и его последующем рационализировании (это изучает подробно экономическая социология). А компании как раз рационализацию эксплуатируют. Возможно, это не так страшно, если не затрагивает желание развиваться дальше и "изучать лучшее". Ведь мы никогда не узнаем, на сколько плох черно-белый телевизор, если не посмотрим цветной.

Но так ли часто способны мы объективно сравнить то, что есть сейчас с лучшим? Так ли часто мы готовы признать, что то, что мы потребляем сейчас - далеко не самый лучший, а иногда - откровенно плохой продукт. Казалось бы, это не проблема. Но тем не менее, любое такое открытие делает нас несчастнее. В мелочах, пусть чуть-чуть. Поэтому многие предпочитают не сравнивать. И когда все-таки в жизни всплывают такие моменты, мы склонны отмахнуться, найти причину не то, чтобы оправдать себя, а скорее "ухудшить лучшее". Отсюда и возникает "переплата за бренд", "раскрученная марка" и многое другое.

Но есть и оборотная сторона. Весьма любопытная. Если бренд из условно-недоступного сегмента нам незнаком (например это не Rolls Royce, а какой нибудь Bufori или Icon), такого негатива в отношении марки и продукта не будет, даже если продукт дороже и хуже. Ведь такой простой формулировкой, как "переплата за бренд" - здесь не отделаться, даже несмотря на очень сильные нишевые позиции марки. И мы готовы оценить и принять продукт, отметив его недоступность. Хотя даже несмотря на инкрустацию из клипа, в автомобилях RR "переплата за бред" будет, по нашему мнению, составлять ну как минимум половину от его стоимости :-)
Tags: брендинг, маркетинг, роскошь или luxury
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments