Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Category:

Корпоративная совесть

Ну вот и закончился цикл моих заняти в Высшей Британской Школе дизайна. В общей сложности 24 часа лекций были посвящены созданию и правильному использованию таких инструментов управления брендом как бренд-бук, паспорт продукта и паспорт стандартов. Атмосфера и организация были отличными, слушатели - просто прекрасными. И мы, на мой взгляд, отлично поработали вместе.

В процессе подготовки к занятиям мне самому достаточно много пришлось пересмотреть, переосмыслить и даже переформулировать. Философия, видение, миссия, ценности - то, что заставляет компанию не просто двигаться, а двигаться в нужном направлении, были подвержены ревизии вместе со структурой иных документов.

И вот что я вам расскажу: чем дольше сначала я, потом мы вместе с группой и далее отдельные студенты без моего участия, копались в этих абстрактных терминах и неопределенных фразах, тем большую значимость для успешного бизнеса они обретали. Среда внутри компании, четкое формулирование целей и задач, описание допустимого и недопустимого пути развития - это создание "рамок", внутри которых бизнес развивается.

Стоя посреди пустыни и не имея никаких дополнительных вводных, ваши шансы найти оазис будут приблизительно равны вне зависимости от направления, которое вы выберете. Но если "коридор" сформирован, пусть даже приметами и косвенными признаками, вероятность того, что вы выйдете прямо к цели - возрастает многократно.

Это уже не та неопределенность, с которой мы привыкли работать. Это создание понятных правил собственной игры. И не просто в голове ("я работают так и так"), а с фиксацией на бумаге. И это - совсем другое дело.

Не так давно я пытался изменить своим принципам.
На нашем сайте четко написано:

"С кем мы работаем?
С теми, кто:
– не боится собственного бизнеса;
– считает источником прибыли превосходство в качестве, а не экономию;
– находится в эстетическом конфликте с постсоветской реальностью;
– предпочитает маркетинговые инструменты административному ресурсу;
– честен по отношению к потребителю"


Я же, пойдя на поводу у собственной алчности (стремление заработать в принципе штука нормальная) решил проигнорировать третий и четвертый пункт этого заявления. Компания, с которой мы начали переговоры и даже успешно победили кого-то в тендере, не была в конфликте с постсоветской реальностью: ее айдентика была ужасающая и не менялась последние 20 лет. Но это никому (почти) не мешало и стыдно никому (почти) не было. И причина была понятна - это следующий пункт - административный ресурс, который компания использует для сбыта собственной продукции.

Мы провели около 10 встреч с представителями компании (ее обширным топ-менеджментом), составили подробнейшее техническое задание, начали согласовывать договор, который действительно является весьма протекционистским по отношению к агентству... И я отказался. Дело было не в каких-то правках, которые были глупыми, но не смертельными. Это был не мой клиент. Он как компания и как группа людей на столько не соответствовал моим представлениям о бизнесе, за который не будет стыдно, что не смотря на все старания единственного менеджера, искренне желающего своей компании добра и процветания (собственно, инициатора проекта), я не смог.

Это уже не первый случай в моей практике, но если General Satelite, например, мы сделали формальную отписку и решение о несостоятельности компании, как нашего клиента было принято мгновенно, то здесь сомнения терзали меня почти 3,5 месяца. Это не переживания о деньгах, а, скорее, процесс постепенного разочарования в компании. После позитивной встречи со службой маркетинга и бодрым разговором с топ-менеджером компании о ценностях и красоте бизнеса, знакомство более глубокое все четче и четче вырисовывало картинку того самого несоответствия между словом и делом. Между сказками наверху и непроходимой глупостью внизу. И этот разрыв как раз характерен для компаний, находящихся в "эстетическом соответствии" и предпочитающих административные ресурсы.

А ведь это сказывается не только на работе со внешними агентами. Я для такой компании ну совершенно не значим. Но ведь есть еще и "внутренний клиент", сотрудники. А если их кормить макаронами по-флотски, одновременно рассказывая о заботе и сплоченности коллектива, великом кормчем у руля компании и т.д. и т.п., то в какой-то момент времени у сотрудников наступит озарение. Это не вопрос революции внутри компании - это вопрос эффективности ее работы. Ведь красть у своих сотрудников - это последнее дело. А часто компании грешат именно этим.

Но вот что происходит (возвращаясь к нашей миссии и философии), если правильно сформулированные "правила игры" сформулированы и донесены до всех. Мы получаем систему оценки собственных действий - "корпоративную совесть", которая становится необходимым атрибутом работы внутри компании - как для рядового сотрудника, так и для собственника. Совесть - одна на всех.

Ты обещаешь, я гарантировано исполняю. Это просто. Но это не обещание зарплаты, это обещание человеческого отношения. Обещание дать высказаться, выслушать... регламент той самой "свободы слова", о которой так много говорили большевики. И это - философия бизнеса. Нужна ли она компании? Если компания хочет быть эффективной, то нужна обязательно.

Ценности, или то, что мы культивируем внутри компании прежде всего - такой же неотъемлемый атрибут. Это фильтр, определяющий на сколько компания и сотрудник подходят друг другу. Ценности разделяемые увеличивают эффективность работы, противоречия - снижают. В этом множно верить или нет, но это работает. И здесь не нужны исследования или математические выкладки - это суть любых взаимоотношений.

Точно так же миссия, про которую я уже писал неоднократно, позволяет сфокусировать усилия компании в достижении определенной цели и реализации социальной функции: это фактически создание "корпоративного наследия" - того, что не стыдно будет передать детям и внукам и то, за что они скажут спасибо основателю компании. А за что говорить спасибо, если бизнес построен на стремлении "обуть" государство - т.е. вытащить деньги из кармана собственных соседей, родственников, детей или родителей?

Это, конечно, может показаться лирикой. Ведь совесть и честность ныне не в почете. Но вот проблема, обманывая всех вокруг, очень сложно обмануть себя. Практически невозможно. Так может и не стоит пытаться? Ведь будет обидно, если в конце такого тернистого пути, построенного на воровстве и обмане собственных сотрудников, тебя щелкнет по носу компания, которая все делала честно и правильно. А такое точно произойдет, история не делает исключений.

Есть повод задуматься уже сейчас, не правда ли?
Tags: брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments