Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

"Цель бизнеса - зарабатывание прибыли" - первый маркер проблемной компании

Когда на собеседовании владелец бизнеса или директор компании произносит эту искрометную шутку - уходите. Если Вы ищите работу маркетолога, в этой компании Вы ее не найдете. А если и найдете, то проблем у вас будет больше, чем вы планировали.

В чем прикол? В том, что компании, ориентированные на прибыли и маркетинг - понятия не совместимые. Ориентация на прибыль означает, что компания будет использовать любую возможность зарабатывания денег. Любую подвернувшуюся возможность. Вне зависимости от размера компании. Вдруг появится административный ресурс - сделают продукт, пусть даже не вписывающийся в существующую линейку (как правило, что-то экстра-дешевое и размывающее репутацию). Появятся новые связи - вот тебе мировой рынок, импорт или экспорт. И так далее. Плывя по течению (и называя это стратегией: например, 20% ежегодный рост), компании сталкиваются все с новыми и новыми рыночными возможностями. Случайно.

Но в маркетинге все случайности - закономерны, а все прорывы основаны не на креативном озарении, а на системной, последовательной работе. Это только в книжках "р-р-раз, и придумался новый продукт". Так через лет 15 напишут про Джобса и iPhone. А то, что они 30 лет над ним думали и уже пытались и провалились с похожим продуктом на рынке, забудут. Но ведь эти 30 лет, другие 30 лет, годы в поисках решения и изобретения Zippo, Kinder Surprize, Barbie и т.п. - они были. Это были годы накопления маркетингового потенциала, годы понимания необходимости новых решений. То, что в простонародии мы называем опытом. 
Так вот: маркетинг по-сути и есть накопление такого рыночного опыта. Компании обозначают собственную цель и начинают к ней двигаться. В процессе ее достижения могут менятся способы, инструменты, сама цель, но чтобы начать двигаться цель необходимо поставить. А какова цель у компании, которая думает лишь о деньгах? Ее просто нет. Вы знаете хоть одну компанию в мире, целью которой стало стать самой богатой компанией в мире. Или сделать акционеров самыми богатыми в мире? Нет, потому как это идиотизм, нонсенс, глупость, полный бред. Такого не бывает. Почему? Потому как прибыль - это не причина существования на рынке, а следствие правильного существования. Странно, но лишь в России эта мысль доходит с трудом. Хотя в своем последнем предновогоднем посте я попытался ответить, почему так происходит.

Итак, цели у настоящей компаний очень сильно отличаются от той, которая вынесена в заголовок. И если стратегия достижения этой цели в компании существует (пусть даже не на бумаге), значит компания может смело начинать применять такие стратегические инструменты, как маркетинг. Т.е. компания осознает необходимость отказа от сиюминутных выгод ради выгод будущего. А это значит, что она может воспользоваться инструментами маркетинга полностью: ведь большинство из них при правильном использовании дают не просто отложенный результат. Потратить ты должен сейчас, а возместится это потом. Причем, чем раньше ты начинаешь тратить, тем больше будет возмещение. Но и это еще не все. Самое главное в том, что работа начинает вестись системно и последовательно. Суть маркетинга только в этом. Потому как работа маркетинга - это работа с памятью потребителей. "Повторение - мать учения". 

Сейчас маркетинг в большинстве компаний похож на Ferrari. Дорого, сочно, драматично. Когда Вы за рулем. И грохот, ярко-красное "вжжжжж" по встречке, вопрос "что это было" - когда Вы едете в своем семейном вэне. Разглядеть с первого раза тяжело, хоть и "импресснуло". И если потребители, с которым маркетинг работает системно, смогут выяснить все подробности о том, кто их обогнал и даже попасть в шоу-рум и найти машину мечты и в следующий раз узнать ее по звуку мотора, то маркетинг наш оставляет вас с вопросом "что это было?" навсегда. Это тот Ferrari, который никогда не принесет пользы. Уж простите за каламбур :-)

Но, возвращаясь к первому абзацу поста, если Вам все-таки сказали эту фразу серьезно, есть повод задуматься. Ведь если компетентному маркетологу такая работа не подойдет, то для некомпетентного - будет прекрасным предложением :-)

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments