Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Маркетинговый киберфашизм

Альбер Камю считал высшей степенью абсурда любые попытки насильственных улучшений. Несмотря на то, что он говорил это об обществе и общественном строе, таком как гитлеровский или сталинский фашизм, по-тихоньку этот абсурд начинает распространяться и на корпорации. Такие как Apple, Google и Microsoft - они начинают завлекать потребителей возможностями экосистемы (глупо иметь просто iPhone, а вот его связка с iPad и Mac - совсем другое дело), а потом удерживать их. И методы удержания (это не лояльность, а насильственное удержание - почувствуйте разницу) начинают становится именно фашистскими. Но, боюсь, главное еще впереди.

В борьбе за своих клиентов Google недвусмысленно намекает на то, что не будет поддерживать Microsoft и Windows-совместимые гаджеты в ближайшем будущем. Про противостояние Google и Apple мы узнали не так давно, получив iOS 6 без YouTube и карт, а на пакет Office для iPad, iPhone и Android вообще говорить кажется нет никакого смысла - намерение создать такой продукт было и даже сроки выхода всплыли в сети, но увы, прошло полгода - и тишина...

Складывается такое ощущение, что в будущем, как видится трем гигантам компьютерной индустрии, нам прийдется забыть про большинство кросс-платформенных форматов: в их видении мир будет разделен на тех, кто пользуется Google, Apple и Microsoft. Так уже было в 90-х, когда Apple проиграл войну PC и почти обанкротился. Но теперь, когда компания сильная как никогда, она, видимо хочет реванша.

К счастью, такой насильственный подход к своим потребителям (не могу обновить Skype, потому как немогу обновить ОС, потому как мой комьютер староват по мнению его производителя, а без обновления он просто перестал работать) могут себе позволить только it-компании, такие как Apple.

Странно было бы, когда с выходом новой соковыжималки от потребителей требовали бы перейти на морковь и яблоки другого формата. Не менее странно, если бы с каждой новой моделью массового (!) автомобиля менялись бы требования к бензину. И только свадебные платья Vera Wang могут заставить хозяйку похудеть, не сдвинувшись ни на миллиметр в швах.

Мне почему-то начинает казаться абсурдным, что в зависимости от операционной системе в моем телефоне я могу или не могу пользоваться какими-либо функциями в наушниках к нему. И если раньше продукты designed for были на рынке и занимали свою нишу, то сейчас эта ниша явно разрослась не-здорово, вынуждая нас выбирать аксессуар, диктующий каким основным продуктом ты должен пользоваться. Купил смартфон? Изволь купить совместимый с ним компьютер. Я уже не говорю про iCloud-Google Drive-Sky Drive... Какое там... Новый разъем и рраз... кто-то попал на 2-3 тысячи долларов, обнаружив что новый гаджет не подходить к старым колонкам и всякой другой ерунде... Такое уже неоднократно было у Apple (привыкайте быть богатым!), но теперь, видимо, стало модным и у других производителей.

Но если раньше такой диктат был исключением, которое прощалось из-за продукта непревзойденного качества, то сейчас таким вот фашизмом стали грешить не нишевые компании, а лидеры рынка. Да, рынок Apple стал дорогим, но масс-маркетом. Но он превнес на рынок отношение компании к своему потребителю, которое никак не назвать рыночным. Скорее наоборот, антирыночным, клиентонеориентированным исключительно продуктовым отношением и мышлением компании. Сделать продукт, который вызовет неудобство у большинства клиентов компании для них привычное дело - помните, как они первыми избавились от флоппи, теперь от CD/DVD-приводов не только в ноутбуках, но и в десктопах...

Да, они двигают прогресс. Но делают это насильственно. Слава Богу, от них не зависят человеческие жизни, и такими монстрами как Сталин и Гитлер они никогда не станут. Но есть в этом что-то не правильное. И если раньше мы, как потребители, шли на жертву осознанно, выбирая PowerMac или iBook, то сейчас тихо и незаметно специфический подход Apple стал нормой для компаний в этом сегменте.

Диктат на рынке я поддерживаю. Правда. Я считаю, что совершенствовать продукт эффективнее и важнее, чем следовать за мнением потребителей, все время предлагая им "более быструю лошадь". Но это удел не масс-маркета, а нишевых инновационных компаний. Ко вторым относятся и Google, и Microsoft и в чем-то Apple. Но они же относятся и к первым (масс-маркету). А это означает, что держать потребителя в технологическом заточении - очень черевато. Это называется "доить". Но я, как потребитель, не против такой "дойки", если она не ограничивает мои возможности. А то, что сейчас делают три кита, может выразиться в серьезном ущемлении свобод - не личности, а пользователя и разделении на "свой/чужой" не по национальности или цвету кожи, а по операционной системе в компьютере или смартфоне. А ведь компании откровенно нагнетают такой подход...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments