Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Коротко про финансовый анализ и принятие решений

В предыдущем посте всплыла тема возврата инвестиций (в сайт, например). Я хочу написать о ней коротенько. Не как финансист, а по-бытовому, на уровне здравого смысла.

Руководствуясь в принятии решений ROI, что мы получим в итоге? Какое бы решение ни было, сравнивая варианты между собой мы должны выбрать самый эффективный. Для этого, собственно, и существует показатель. Но что делать, когда затраты непомерно велики, возврат неочевиден и перспективы туманны? Правильно - отказываться.

Именно таким образом, под давлением финансов, продукт идеальный превращается в хороший, а хороший - в плохой. Потому как зачастую единственно правильный выбор при создании лучшего продукта перфекционистом - брать только лучшее без оглядки на стоимость и производить продукт, удовлетворяющий потребность в лучшем.

Это иррациональное поведение рыночного агента. Но именно так создаются продукты, лучшие в своей отрасли. (Про иррациональность вообще стоит написать как-нибудь отдельный пост - ведь именно она драйвер инноваций и роста компаний, а никак не холодный ум и трезвый расчет). Возьмите любой продукт, которым можно гордиться - внутри него всегда найдется иррациональной с точки зрения финансов и менеджмента решение, позволившее этому продукту появиться на свет.

И что теперь - отказываться от ROI, NPV и прочих инструментов финансового анализа? Конечно нет. Да, они важны скорее для инвесторов, чем для одержимых собственным продуктом владельцев и идеологов бизнеса. Но они нужны.

Рассматривая альтернативы, мы можем понять сколько потеряем, внедрив нужное решение вместо эффективного. Финансовый анализ дает нам инструменты не выбора решения по индексу или цифре. Его стоит использовать для того, чтобы не выбирать, а сравнивать. Больших, но по пять с маленькими, но по три. А для выбора существуют другие механизмы, далекие от финансов.

Мораль: воспринимайте ROI - как погоду. Стоит принять во внимание, что на улице снег. Но вовсе не обязательно одевать шапку-ушанку и валенки и свитер с оленями, если вы собираетесь в театр. Искусство требует жертв.
Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments