Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Categories:

Кнопочки, которые хочется лизнуть. Снова про болезни российских веб-дизайнеров

Я уже не один пост посвятил российскому веб-девелопменту и, так как эта тема меня активно интересует, продолжу ее. Перед тем как проблему решать, ее надо диагностировать. Первая проблема была с содержанием сайта, о котором думали только SEO-оптимизаторы да и то со своей стороны. Но копирайтинг в веб-девелопменте, мою статью про который опубликовали и cossa.ru и advertology.ru - становится реальностью. Самые прозорливые обзавелись копирайтерами и ощутили, что это такое.

Но это - лишь часть решения. Вторая часть, над которой работает копирайтер и дизайнер (работают вместе) - это придание формы содержанию. И, одновременно, наполнение содержанием соответствующей формы. Я попытался это сделать на сайте агентства (syndicatedbrands.com) прошлой зимой. Тогда на текст, занимающий лист А4 ушло два месяца работы двух копирайтеров и меня. Но тексты получились лучшие в отрасли (что не мудрено на фоне того бреда, что пишут на своих сайтах брендинговые агентства, включая самые международно-именитые). Все потому, что работа была поставлены в жесткие рамки: необходимо было объединить форму и содержание, создать убеждающий "маршрут повествования".

И если маршрутами у нас хоть кто-то занимается, а информационная архитектура и иерархия - это названия знакомые многим, то с симбиозом формы и содержания примеров я так и не нашел. Есть либо одно, либо другое, либо и то и другое, но то состояние в котором они находятся нельзя назвать гармоничным. Очень часто дизайнерские приемы не просто нейтральны, а даже противоречат содержанию. Такое, правда, наблюдается не только в веб, а и в куда более профессиональном графическом дизайне. Помню несколько примеров (картинки некогда искать, сорри): в британской школе дизайна день открытых дверей написан закрытыми буквами (О вместо бублика кружочек) и название типографии с модным cmyk-ореолом, создающим эффект объема и размытия, но блин... это же типография, где цвета должны точно совпадать!

Так вот. Отсутствие единства формы и содержания - это недуг страшный, но излечимый. Здесь не нужно море таланта. Просто необходимо сесть и один раз подумать, перед тем как делать. Причем - подумать вместе. Т.ч. это вопрос скорее организационный. Хуже другое...

Самая главная проблема, которую отечественный веб-девелопмент не решит еще достаточно долго - это отсутствие идеи. У сайта, как и у любого другого продукта она должна быть. И реализация сайта должна эту идею подчеркивать. Как? Формировать необходимое ощущение. Через композицию, типографику, скеуморфизмы и другие элементы декора, через динамические компоненты. Ведь мы говорим об интерактиве, о взаимодействии, о пользователях, принимающих активное участие, вовлеченных в процесс изучения информации на сайте...

Да, сейчас уже некоторые (единичные) компании научились добиваться эффекта "вау, а как это сделано" и "о, прикольно!". Но целостности, которая может быть обеспечена только единым источником девелоперского креатива, так и не наблюдается. Из всего набора инструментов айдентики веб-девелоперы научились пока пользоваться двумя простейшими и самыми сомнительными константами: логотипом и фирменным цветом. Все остальное - пока за бортом отечественных разработчиков.

Что же делать? Добавлять нулевой этап к процессу разработки сайта и формализовывать впечатления, которые должны остаться после его впечатления. А потом искать инструменты, которыми таких впечатлений-ощущений можно добиться. Не просто создавать кнопочки, которые хочется лизнуть, а кнопочки, о которых хочется рассказать. Причем ровно то же, что можно рассказать о продукте, на странице которого эти конпочки размещены.

Но сколько потребуется на это времени? Не только научиться компаниям, но и научить заказчиков? Подозреваю, что много. Но этот путь прийдется пройти, чтобы конкурировать не только внутри страны. Все чаще наши клиенты смотрят "на запад", где соотношение цены и качества работы (включая профессиональные знания) значительно более выгодные.
Tags: брендинг, веб-дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments