Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Offline penetration или айдентика, уходящая в web

-1Мы занимаемся айдентикой, и делаем это достаточно часто. Но в отличии от других специализированных агентств, мы предлагаем не набор элементов айдентики и носителей фирменного стиля, а инструменты, при помощи которых этот стиль формируется. Об этом я уже писал неоднократно. На самом деле таких инструментов не так много: цветовая палитра, позиционирование элементов и сетка (grid).

Но если подходить к решению задачи комплексно, то веб-сайт компании или продукта становится неотъемлемой частью айдентики. Более того, сейчас сайт становится не элементом, а квинтэссенцией "фирменного стиля". Он тесно интегрируется не только с социальными сетями (это называется online extension). Есть и другая сторона - offline penetration. Это изменение формы и содержания второстепенных носителей айдентики под влиянием доминирующего носителя. Которым на данный момент является веб-сайт и мобильное приложение.

Если раньше (впрочем, как и сейчас) разработка айдентики начиналась с дизайна визитки-папки-бланка, то сейчас заниматься такой работой просто немыслимо. (Вы еще делаете для клиентов факс-бланки? Тогда лучше убейте себя сразу, не дочитывайте до конца). Следствие такого подхода: возьмите в руку визитную карточку компании и что-нибудь из рекламных материалов и сравните с веб-сайтом. Сходство Вы обнаружите лишь в логотипе. И то, не всегда. Ибо часто на сайте он облачен в какую-нибудь креативную форму, соответствующую этого сайта стилистике.

Та же проблема наблюдается с другой стороны. Веб-студии, занимающиеся айдентикой, хоть и знают что-то о графическом дизайне, но результат получается такой же. "Фирменным стилем" называется одинаковый логотип, размещенный по-разному на разных носителях. Еще можно добавить гуляющий фирменный цвет и в особо продвинутых случаях фирменные шрифты.

Мы пока оставим рассмотрение самых простых и самых больных вопросов (вопрос о причинах выбора места и размера логотипа и конкретного шрифта поставит в тупик большинство). Мы говорим о том, что нет взаимосвязи между офф-лайн и онлайн решениями, связанными с созданием единой айдентики.

А ведь такая связь должна быть. Более того, сейчас она стала очевидной как никогда. Но ее нет. Почему - отдельный вопрос, связанный с компетенциями. Другой вопрос, более полезный - как ее создать?



И здесь на помощь приходит сетка. Она же the grid.

В сети есть миллион калькуляторов и шаблонов (framework), позволяющих сделать сайт на основе универсальной сетки в 3, 4, 6 - да хоть 50 колонок. Это и LESS, подходящая под responsive design (который тоже только зарождается на рынке с 5-7-летним опозданием), это и 960 Grid и Golden Grid и многое другое. Они позволяют делать не размазанные по всему экрану чудовища в духе Артемия Лебедева или Андрея Рябых, а создавать эстетически-привлекательные (в пределах разумного) сайты с четкой информационной структурой и иерархией.Но они, такие сетки - лишь треть решения.

А вторую половину стоит брать из первоисточника всех этих сеток - из "Новой типографики", выпущенной аж в 1928 году. Она даст правильное, и куда более четкое представление о сетке, предельно упрощенный framework которой Вы найдете в сети. В учение о "новой" типографике есть ответы на массу вопросов, которыми даже не задаются те, кто создает и сайты, и стили.

Каковы должны быть пропорции изображений на странице? Если межколоночный (горизонтальный) интервал есть, то как он соотносится с интервалом вертикальным? В зависимости от ширины колонки каковы должны быть отступы в текстовых блоках и как должны соотносится размеры шрифтов? И это не вопросы для размышления. На них есть четкие ответы, помогающие выстроить гармоничную систему, легко воспринимаемую глазом. Но самое главное - еще и обеспечить преемственность.

Вы спросите, какая в этом связь с фирменным стилем? Ответ очень прост. Если ставить перед собой задачу максимум, до айдентика должна формировать alignment - соответствие между элементами, формирующее единое общее впечатление без поправки на формат носителя. Вырвите Вы кусок из документа, на котором не останется логотипа и фирменной плашки - вы должны все равно его узнать. Как с этикеткой для Coca-Cola. Как бы вы ни рвали ее, она все равно останется узнаваемой, даже в маленьком кусочке.

Как он, этот самый alignment, достигается? Не логотипом. Не фирменным цветом (особенно, если вы не Coca-Cola, а двадцатая компания из сегмента, использующая свой особенный зеленый). Его природа - в пропорциях. В отношениях длины строки, размере шрифта и интервалами между строками и между блоками. Его природа в пропорциях между заголовком и основным шрифтом выражается так же сильно, как и в аутентичном запатентованном шрифте. И это - третий недостающий элемент решения.

В итоге что у нас получается: когда есть четкое представление о типографических идентификаторах, о "сетке" (как вертикальной (grid framework), так и пропорциональной (grid system), то проблема преемственности и взаимосвязи онлайн и офф-лайн - решается сама собой. Я уже не говорю о различных форматах, начиная от визитной карточки и заканчивая суперсайтом 5 на 15 метро.

Ну и само собой все это дополняется и логотипом, и знаком (в блоке) и фирменными шрифтами и палитрой.

Только в таком случае (случае выстраивания системы на все случаи жизни) мы сможем добиться безупречного взаимосвязанного восприятия различных носителей. Ведь именно мультипликативный эффект (эффект повторения) работает на узнаваемость нашей марки. В противном случае зачем вообще стоит создавать какой-то стиль. Ведь можно всегда быть разным... и при этом всегда соответствовать своему стилю.

Как этого достичь, раз в месяц меняя цвета, знаки и логотипы? Легко! Ответ - выше в этом посте. И это - нормально. Ведь стиль - это не набор констант, а набор впечатлений, формирующих определенное восприятие (=позиционирование). И об этой гибкости никогда нельзя забывать. Любой стиль должен иметь возможность "выдохнуть и переодеться". Иначе он становится не инструментом развития, а инструментом сдерживания...


Tags: веб-дизайн, дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments