Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Про Apple, стадность и лояльность

Странная штука. Я люблю продукцию Apple. Первый их ноутбук, титановый PowerBook, появился у меня в конце 2002 года. Тонкий, умопомрачительно красивый, с новой и непохожей на другие Mac OS X 10 и батареей, которой хватало надолго. Он работает и сейчас, правда не так быстро, как хотелось бы и только на столе, потому как монитор от системного блока наполовину оторвали детишки года 3 назад.

В 2003-м я купил PowerMac. За колоссальные по тем временам для меня 5500 долларов можно было купить вполне приличный автомобиль (конечно, для 25-летнего). Но PowerMac был круче. У него что-то сдохло в системном блоке месяца три назад. Но монитор Cinema HD даст фору любому из ныне представленных на рынке. И, что немаловажно, он не бликует.

Были всякие iPad (2) и iPhone, привезенный в 2007 году из США и сдохнувший меньше чем через год. Потом был iMac, который умирает тихо сейчас. С откровенно говняным монитором, но жизнеспособный... если бы не Apple. Мой компьютер, который по представлением компании давно пора менять (модель 2008 года) потихоньку сживают. Сначала стало невозможно запустить некоторые новые сервисы - они не поддерживаются старой операционной системой, а новую уже нельзя установить на мое вполне шустрое железо. Теперь - стало невозможным обновить флеш-плейер и работают только старые сайты на Flash. Слаженная работа Apple, Google и Adobe делает свое дело.

Я уже купил новый iMac потому как он больше диагональю и дешевле, чем аналоги от Sony. Но первый мне достался бракованным - перестал включаться с третьего раза. Во втором, который вроде бы работает нормально, не было даже тряпочки для протирки монитора. А раньше Apple отличался маниакальной заботой о деталях.

И вот что самое любопытное. Apple сейчас делает, возможно, далеко не самые лучшие продукты. То, что касается его "экосистемы" - это вообще полный трындец, характерный скорее для Windows. Но самое забавное в том, что эта компания очень часто макает в грязь своих потребителей. Почти каждый год на очередной презентации.

Да, обзаведшиеся iPhone "на последние" меня не поймут. Для них яблоко само по себе есть предмет вожделения. Но те, для кого iPhone не является предметом "статусного потребления" скорее согласятся. Что делать обладателям всяческих аксессуаров для 4S при появлении 5? Выкидывать их в помойку. Точно так же, как надо выкидывать в помойку старую технику Apple при появлении новой модели. По крайней мере так считают в Купертино.

Вот казалось бы, за что любить эту марку? Они не клиенто-ориентированы. Они плюют на преемственность и поступательное развитие. Ведь они первыми отказались от дискет, CD-ROM и многих вещей. Это есть "цена прогресса", которую платят потребители, получая современный, но не всегда удобный гаджет, с недостатками которого приходится мириться.

А представьте, что это не Apple. А кто-то другой. Потребители плюнут в лицо такой компании и отвернутся от нее после первого же такого фортеля. Но тем не менее результаты Apple - на лицо. Да, это уже почти мыльный пузырь, который скоро лопнет. Но это акции на бирже. А очереди покупателей? Они же останутся.

И вот почему. Эффективная лояльность основана на стадности потребителей. Но стадное чувство может быть не стыдным только если ты из стада "премиального сегмента". И мы покупаем Apple - одни из чувства стадности, выросшего из некой элитарности первых покупателей Macintosh. Кто-то для того, чтобы стать таким же креативным. И ощущение этой "избранности" для большинства нас важнее, чем сам продукт и его качество. Даже эта "избранность" стала масс-маркетом.

Пока нет альтернативы, Apple обладать приятно. И с этим ничего не поделать. Но где же здесь рациональность?
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments