Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

От того, что нравится - к красивому. Про рестайлинг

Очень часто я (сам) задаюсь вопросом, насколько компаниям необходим рестайлинг идентификаторов: логотипа, знака, блока в целом, корпоративных стандартов оформления документов и т.п...

Я понимаю, когда торговая марка, декларирующая что она находится на "острие прогресса" и постоянная работа над повышением качества связана с внедрением новых техник и технологий, меняется. Смена айдентики происходит в тот момент, когда на рынке появляется принципиально новое решение (Apple и Microsoft - наверное самые показательные). Тогда, когда компания меняет не только сам продукт, но и хочет изменить отношение к нему со стороны потребителей. Т.е. когда изменения айдентики продиктованы изменениями внутри компании (ассортимент, например).

Но это "там". Здесь же большинство работ - это изменение когда-то кем-то и где-то созданного, например, логотипа. Он не красивый, сделан либо непрофессионально или полупрофессионально, как правило в период с середины 90-х до середины 00-х. Но компания проложает заниматься тем же самым, работать на том же рынке с тем же продуктом. Айдентику худо-бедно подтянули, фирменный цвет (тоже один из признаков архаики) используют почти везде... И вот, наступает момент, когда хочется все это привести в порядок. Здесь нет причин коммерческих, скорее эстетический конфликт с реальностью. Но он, как правило, наступает не у всех, а у одного-двух членов коллектива, ответственных за лицо компании. Как правило, это маркетологи. И они пытаются обосновать необходимость провести такие работы.

К сожалению, правильно воспитанные эстетические чувства для русского (пост-советского) человека - это редкость и роскошь. А если говорить о бизнесе, то пожалуй нет в нашем понимании лучшего антонима бизнесу, чем красота. И это считается нормальным. И как в таких условиях бороться за что-то прекрасное, которое порой обходится компании в шести-семизначную сумму. (Если не брать, конечно, копии иностранных работ от Артемия Лебедева. Хорошая подделка там обойдется в восьмизначную).


Разговоры об увеличении ценности бренда (он откуда взялся?), которые так любят использовать в качестве аргументов - полная чушь. Никогда красивый логотип или приятная на ощупь визитка не повысят стоимость компании на рынке. Могут на кого-то воздействовать эмоционально - да, но не на весь же рынок.

Зачем же это нужно? Я помню, как в не такие и давние времена женщины зимой ходили в театр. Это было красивое и легкое вечернее платье, которое "прекрасно" сочеталось с высокими зимними сапогами на меху. Так часто бывает и сейчас, но уже реже. Наверное, это не самая плохая аналогия. Прическа, макияж, бриллианты, золото, декольте, клатч... и заканчивается черными сапогами на микропорке. Удобно - да. Когда сидишь - все прилично. Но нет гармонии, нет красоты.

Коко Шанель говорила: "Если женщина к тридцати годам не стала красавицей, значит она дура". То же самое можно сказать и о компании. Уж простите за такое сравнение.

Дело в том, что как и человек, достаток которого определяется не по дорогому авто или костюму, а по мелочам -  аксессуарам и обуви. Так и у компании ее отношение к своему продукту, труду, сотрудника - определяется не по количеству мрамора или полированного гранита в офисе, а по тому, как сделана табличка при входе.

Я, конечно, утрирую. Но как показывает практика - плохие компании не сживаются с приятной айдентикой. Но есть и другие, - те, которые об этом просто никогда не думали. Погруженные в процесс производства своего продукта, занятые развитием, борьбой и чем угодно. И это не всегда свидетельство плохого вкуса руководства компании (всего лишь в 80% случаев :-), а часто - просто мелочь, которая уходит из внимания.

Но как "мелочь" может уйти из внимания перфекциониста, стремящегося давать своим клиентам-потребителям только лучшее?

Возможно, кто-то из читателей посчитает этот пост очень наивным. Но просто подумайте: если красота спасает мир, движет людьми, мотивирует и толкает на поступки - стоит ли ее недооценивать ее значения в том числе и как аргумента для бизнеса?

Возможно, у каждого свои представления о прекрасном. Но красота от этого не девальвируется. Сходите в музей, полистайте художественные альбомы, покрутите в руках свой iPhone. А потом трезво взгляните вокруг себя. Неужели все это не важно, хотя это нельзя съесть, выпить или реинвестировать.


Tags: айдентика, брендинг, дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments