Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Выигрывает отстающий. Близкий реванш Nokia-Microsoft и реальный конкурент iPhone 5

nokia_lumia_820_lumia_920_originalРешил продолжить тему про будущее it-гигантов. Про маркетинг и брендинг обещаю написать вскоре, хотя и данная тема касается их непосредственно.

Я был озадачен странной цветовой гаммой новых продуктов HTC и Nokia, которые они представляют вместе с новой Windows Phone 8. Фиолетовый, желтый, красно-оранжевый.... это о чем? Аппараты стоимостью более 500 евро в цветах пластмассовых мыльниц для первокласников - странное решение. Но потом произошел "щелчок" в голове - ведь это цвета интерфейса нового WP8. Дизайн самих смартфонов на столько тесно интегрирован с операционной системой, что вместе эти аппараты создают впечатление единого целого - единства формы и содержания.

Это тихий, малозаметный, но качественный прорыв. Про проблему дизайна смартфонов по сравнению с ультраэкстравагантными продуктами той же Nokia 10-летней давности писали многие, в т.ч. и я (а Эльдар Муртазин посвятил этому целую замечательную книгу). Смысл в том, что теперь "дизайн" перешел внутрь: мы выбираем не корпус, а обои для рабочего стола по своему вкусу. Увы, не всегда хорошему.


Microsoft сделала гигантский скачок в этом вопросе, после которого у меня не осталось сомнений в эффективности их альянса с Nokia. Да, обе компании сейчас не на самом хорошем счету и некоторые действия Nokia заставляют задумываться о будущем этой компании - не канет ли она в Лету, как сделал это Sony Ericsson? Многие пишут об ошибочности действий Nokia, некомпетенции их руководства и пр. Казалось бы - вот решение: откажись от Symbian и Windows, поставь Android и вперед - все в шоколаде. И здесь у нас первый маркетинговый урок: такие радикальные меры могут быть очень и очень недальновидными. Nokia избежала ошибки и проигнорировала возможность легкого спасения.

К чему бы привел Android на Nokia? К потере индивидуальности компании, которая всегда стояла особняком. И они этого не сделали, несмотря на колоссальные потери. Они нашли другой выход. Куда более сложный, но и куда более эффективный. Это и есть та самая ненавистная мне стратегия "голубого океана" в действии. Android и iOS - красный океан. Nokia и WP8 - стали голубым.

Самое удивительное, что они полностью повторяют путь Apple 15-летней давности. Откровенно говеные, дорогие и никому не нужные Apple Performa были выкинуты и заменены не компьютером, а сделанной с нуля новой экосистемой. Джобс всегда говорил что железо без ПО, как и ПО без железа - это хлам. В это поверили, правда, всего 3-5% аудитории, начавшие покупать продукты Apple. Но их усилия не пропали даром. Теперь мало кто рассматривает компьютер отдельно от его наполнения. Более того, теперь мало кто рассматривает компьютер без связи с другими элементами "экосистемы" - планшета, смартфона и веб-сервисов. А ведь иметь iPhone без стационарного компьютера Apple (разумеется, последней модели) и iPad - это значит недосчитаться половины функций и возможностей. Пусть и кривовато реализованных.

И сейчас Nokia находится прочти в том же положении. Как и Apple конца 90-х, она балансирует на грани банкротства. И именно поэтому ее топменеджеры сделали ставку не просто на новую ОС и худо-бедно работающей "экосистемой". Они сделали шаг вперед и добавили еще один важный элемент, который нужен всем пользователям и отсутствует в Android. Это дизайн. Причем альянс Nokia-Microsoft и HTC (ныне тоже вялодвижующися в силу неразберихи в собственных продуктовых рядах, которые надо радикально чистить) сделал шаг вперед по сравнению с Apple. Даже два шага. Они сделали казалось-бы невозможное: сумели увязать дизайн интерфейса с дизайном аппаратной части смартфона. Более того, они еще и создали единый интерфейс для любых девайсов - будь то смартфон, планшет или персональный компьютер. Это уже переосмысленная экосистема Apple, но не ее подобие, а следующий шаг - шаг вперед. И именно поэтому они входят на рынок уже не как догоняющие. Было бы такое возможно, если бы на Lumina установили Android? Никогда. Так уже сделал Sony с Xperia. И это решение оказалось ошибочным, как, впрочем и вся политика последних лет бывшего законодателя электронной моды. Эра Sony ушла, потому как они побоялись "рубить концы" - избавляться от балласта, тянущего вниз.

Пока все бежали вверх по эскалатору, идущему вниз, Nokia удалось найти в себе силы остановиться, спуститься и пересесть на тот эскалатор, который по-пути. До презентации осталось еще почти 3 недели. Но ажиотаж вокруг Windows Phone 8 и Nokia, которую многие считали покойницей - растет как на дрожжах. И разочарованные обладатели предыдущих iPhone становятся лакомым кусочком и новой аудиторией Nokia. Компании все-таки великой и способной на поступки. Стив Джобс говорил, что как только вы перестаете видеть перспективы, уходите из этого бизнеса. Nokia и Стивен Элоп поступили так же - избавившись от великого наследия лучшего производителя мобильных телефонов.

Каков здесь маркетинговый урок?
Конкурентный бег очень часто располагает к принятию решений, очевидных в первом рассмотрении. Посмотреть, что будет дальше мы не можем, пока не остановились. А ведь очень часто шаг назад, пусть даже ощутимо ударяющий по рыночным позициям сейчас, может принести лидерство даже в краткосрочном периоде. Чистка мозгов необходима всем. И когда вы без сожаления расстаетесь с прошлым, будущее начинает видеться совсем иначе. А это - поле для прорывных инноваций.

P.S. Нет, я не забыл про Samsung.


 
Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments