Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Правильно или легко: два пути решения проблем

Мы всегда за правильные решения. Но подумайте, так ли часто в повседневной жизни Вы выбираете именно их? Куда легче "закинуться таблеткой", и пойти на работу, чем пролежать три дня. Куда менее обременительно купить полуфабрикат, чем приготовить еду самостоятельно... и так далее.

Мы идем по пути наименьшего сопротивления куда чаще, чем нам кажется. И это - по отношению к самому себе. Что уж тогда говорить о маркетинге, брендинге и менеджменте? Ведь принятие правильного решения - это всегда дольше, сложнее и, вероятнее всего, дороже. А альтернативу можно найти почти всегда. Мы на подсознательном уровне (а вовсе не из-за своей лени) часто выбираем варианты решения не по их правильности, а по простоте их реализации.

Меня периодически упрекают, что все, о чем я пишу в этом блоге - пусть не фантастика, но информация, полезная лишь для крупных компаний. Малому и среднему бизнесу - здесь ловить нечего. Это не так. Могу сказать, что среди моих клиентов есть как компании с мировым именем, так и небольшие семейные предприятия. Важен не размер компании, а стремление решить проблему правильно. Желание решать проблемы, а не заниматься "косметическим маркетингом" - вот что объединяет клиентов Syndicated Brands. 

Проблема лишь в том, что для того, чтобы заниматься таким маркетингом, нужна методичность, настойчивость и последовательность. Маркетинг дает результат в двух случаях: когда вы последовательны или когда вы потратили на рекламу больше, чем ваши конкуренты. Другого варианта не бывает. Мораль басни про стрекозу и муравья еще никто не отменял.

Парадокс лишь в том, что стрекозе всегда кажется, что она муравей. Маленькими, точечными усилиями, полезными советами и хитрыми уловками (я не про "партизанский маркетинг"), своим умом и учась на своих ошибках многие компании так работают - особенно в малом бизнесе. И это здорово. Только одного не хватает их работе - это последовательности. Я часто встречаю такие компании: они прекрасные энтузиасты, фанаты своего дела и энерджайзеры с одной стороны - но их КПД часто либо мал, либо измеряется лишь количественными показателями. Ведь нельзя упускать возможность!

Я хорошо знаком с рынком "челноков", который формировался в начале 90-х. И с тем, что произошло с этим рынком через 20 лет. Даже не с рынком, а с его игроками. Помните кооперативные магазины и стихийные рынки того времени? Когда в одной палатке продавали и печенье, и "слаксы" (ныне "чиносы"), и магнитофоны и шубы? Сначала "вверх", создавая сети ушли те, кто стал специализироваться первым: изначально они ограничивали себя какими-то товарными группами (еда/одежда-обувь/техника). Они сейчас за облаками. После стартовал "второй эшелон", но их специализация проходила медленнее и они выбирали не продуктовые, а ценовые сегменты. А те, кто не смог или не стал - ушли с рынка в 2008-2009 году, продолжают уходить и сейчас. Почему? Потому как они не были последовательны. У них не было системы, а работал принцип "не упускать возможностей" и "есть такая тема". Итог - они не выдерживают конкуренции.

Суть в том, что если крупному бизнесу на рынке стало чуть теснее раньше, то сейчас этот тренд дошел до среднего и малого бизнеса. Создание концепции позиционирования, ответ на вопрос "кто мы?", "что нам противопоставить конкурентам?" и "куда развиваться дальше?" теперь волнует не только советы директоров, но и поднимается на семейных советах. Там же встает вопрос и о наших (пардон за рекламу) услугах. Но чаще всего он быстро отходит: очень часто мы начинаем экономить, еще ничего не потратив.

Но дело даже не в деньгах. Скорее - во понимании. Казалось бы, зачем пусть малому, но вполне успешному бизнесу отказываться от части доходов в пользу мифической "конкурентной позиции", когда еще есть 150 неиспользованных способов эти доходы увеличить. Почему не стоит делать все ровно тоже самое, что у лидера рынка (ведь у него продается)? Зачем необходимо специализироваться на чем-то одном, когда клиенты хотят все и сразу?

Крупный бизнес, который не смог для себя сформулировать ответы на эти вопросы, почти весь "сгорел". Достаточно вспомнить лидеров пятилетней давности и сравнить с их текущим положением на рынке, зайдя в любой гипермаркет. Теперь выгорает средний и малый.

Этот процесс начался совсем недавно - в 2010-11 годах, когда промыв мозги кризисом, покупатели стали чуть более избирательнее и требовательнее. И сейчас, в 2012, нерешенность выше озвученных вопросов, бессистемность и копирование, переоценка собственных возможностей и собственного продукта - это проблемы, с которыми приходится сталкиваться не глобальным корпорациям, а малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям. И здесь противники системного подхода и "косметического" маркетинга находятся в группе риска. Пора и им задуматься о "глобальном", пока их бизнесу не пришлось "задуматься о вечном"

Tags: бизнес, концептинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments