Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Красота в изгнании

Красиво - это абстрактное понятие. Но красота, на мой взгляд, не чужда никому. Мы ее способны увидеть, но порой - не способны оценить.

Немолодой директор по маркетингу одной крупной компании говорил моей коллеге 10 лет назад: "Почему Вы спрашиваете, сколько пирожков надо размещать на упаковке, два или три!? Идите в Эрмитаж и посмотрите, там есть ответы на все вопросы!" - и он был абсолютно прав.

Воспринимать прекрасное надо учиться. Лишь немногим этот дар дан природой или Богом. (Я знаю, пожалуй, одного такого человека). Для остальных существуют музеи и выставки. Они - именно для этого. Увы, но к сожалению, большинство из нас не посещает их. Кто-то просто из-за отсутствия возможности, кто-то из-за лени. Те, кого тянет к прекрасному, переезжают в большие города, учатся, ходят, смотрят. Не просто смотрят, а изучают! И у них появляется способность отличить хорошее от плохого, появляется вкус, появляется потребность создавать красивое и отсыхают руки, когда их заставляют сделать что-то, лишенное красоты и гармонии.



Зато по этому поводу "не парятся" остальные 95%. Им красота чужда. Их не учили. Может, они и рады бы, но очень часто - просто некогда. Да и сложно приходить в музей не для того, чтобы посмотреть, а для того, чтобы поизучать. Времени нет.

Но, вернемся к маркетингу. Проблема в том, что красота уместна и в менеджменте и в маркетинге. Схема, дерево целей, структура успешного бизнеса - красива. Любые успешные и эффективные бизнес-процессы, переложенные на схемы, инфограммы, графики и диаграммы - выглядят органично, пропорционально и... просто красиво. А ведь дизайн бизнес-процессов (total design) - это уже почти наука! Но вот странность... В офисах таких компаний - висят картины. Там приятно находится. Там с умом сделаны интерьеры, подобрана мебель и сотрудников окружают красивые вещи...

Возможно, эти рассуждения многим покажутся рассуждениями тупыми и даже снобистски-хамоватыми. Меня вообще часто обвиняют в тупости, глупости и хамстве приверженцы поверхностного подхода ко всему. Потому как для них красота - это что-то наносное, что-то временное и что-то, что не является функциональным. К сожалению (их) они ошибаются и в том и в другом :-)

Ведь что есть красота - это простота, лаконичность, органичность и прозрачность идеи. Легко сформулировать красиво правильную мысль. Из нее получается ёмкая, короткая и понятная фраза. Легко воплотить перфекционистскую идею - результат получается дорогим, но красивым. Я уже писал о том, что гениальная инженерия, не прикрытая дизайном, - прекрасна. (Вспомните про стимпанк, разве это не красиво?). Все красивое - вкусно. (Хотя, пожалуй, исключения бывают)... Это такие скорее "размышления блондинки", чем текст про бизнес...

Но вот в чем проблема. Пока ты не научился ценить прекрасное, этот фильтр не работает. А когда он не работает, то мы покупаемся чаще на "богатое", чем на красивое. Тем более, что "богатое" - сильно дешевле. И это - основная аудитория потребителей.  Многие знакомые жалуются, что на некоторых рынках за последние 3-4 года произошли радикальные изменения. Почти свернули свой бизнес галереи современного искусства. Ушли с рынка высокообразованные флористы - последнее время клиенты предпочитают фантастически красивым естественным букетам розы, посеребренные спреем и усыпанные стразами. На красоту нет покупателей. Где они? Ведь были еще 5 лет назад! Ответ один - они уехали.

Мне кажется, что эта страна и общество целенаправленно отторгает все красивое. Никому не нужна простота, органичность, лаконичность. Нет в этом возможности замаскировать, припрятать, приворовать что-то не притягивая внимания, отвлекая мишурой и "богатством". Я надеюсь на молодое, европеизированное, не чуждое прекрасному молодое поколение... Но в большинстве случаев опять все оказывается наносным. Модный минимализм идет от моды, а не от души. Потому как в душе - "богатство" и роскошь, которые сейчас - не актуальны.

Если аккуратно поковырять ногтем завсегдатая модного коворкинга с iPhone или iPad - очень легко обнаружить золотой зуб. Это как-бы такая метафора. Но я рад, что среди моих знакомых таких крайне мало. Да вообще нет. Может потому, что они давно уже "там", если не физически, то мыслями?


Tags: эээ...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments