Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Маркетолог-скептик. Подарок для компании

Думаю, что для маркетолога быть скептиком - это огромное преимущество. Знаю это по себе. Ведь именно скептицизму я обязан многим. Скептически подходить не только к "маркетинговой теории", но и к практике - куда более правильно и полезно, чем устраивать из свое работы праздник "созидающего оптимизма". Ведь в маркетинге задача - не вечно искать что-то новое, а изначально определиться - и совершенствовать существующее. И здесь скепсис, с которым стоит подходить к постановке и решению маркетинговых задач, создает массу облегчающих жизнь маркетолога условий:
1. Скептически подходить к выбору идеи означает, что Вы точно подумаете перед тем, как сделаете
2. Скептически подходить к своему продукту означает, что Вы точно не пропустите момент, когда мигрируют ценности и Ваш продукт перестанет быть нужен, как стилус для коммуникатора.
3. Скептически подходить к уже внедренным инновациям означает, что Вы не вычеркните тот же стилус навсегда, а найдете ему нишевое применение.
... и так далее.

Но быть скептиком не означает быть пессимистом. Скептик сомневается, но скептик не считает, что истина в страдании, не исповедует негативный взгляд на жизнь. Точно так же, быть маркетологом-скептиком не означает быть оптимистом. Оптимизм в маркетинге - это зло. Оптимистичный настрой и "драйв созидания" очень часто искажает картинку реальности. Когда работа спорится, все бегут вперед и с радостью встречают радикальные инновации, дух изменений захватывает компанию (и маркетинг в особенности)... и пропускается огромное количество мелочей. Это как преодоление преграды - с разбегу проще, а устранить ее (преграду) - дальновиднее. И если Apple потребители могут простить то, что связь постоянно прерывается, то для отечественной компании, какой бы инновационной и модной она не была - такая ошибка была бы смертельна. Все - из-за скорости изменений. А высокая скорость - порождение оптимистичного маркетингового настроя: "О! Пустая ниша! Побежали!". Но стать первым на рынке не означает завоевать его. Создать - возможно. Но закрепятся на нем лишь те, кто сначала думает, а потом делает.

В этом и сила скептицизма. Для того, чтобы подвергать сомнениям - надо разбираться. Не знать, а понимать (почувствуйте разницу). Вся наша маркетинговая машина (и образование и практикующий маркетинг) заточены на знания. Сначала знания маркетинговой азбуки, состоящей из Котлера-Траута. Но маркетолог-скептик почитав, достаточно быстро разберется в "маркетинговом глянце": а ведь на основе книг популяризаторов маркетинга (таких как Котлер), предельно упростивших большинство маркетинговых инструментов, строится наше маркетинговое образования, пишутся дипломы и диссертации... А Вы усомнитесь. И откроется масса интересных вещей, новых смыслов и куда более глубокое понимание и проблематики и инструментария. А все это - значительно упрощает жизнь маркетолога.

Можно скептически подойти и к этому посту - особенно первой его части. Но очень важно понять одну простую истину. "Что позволено Юпитеру, не дозволено быку". Маркетинг выстроен на изучении успеха Юпитеров. Но мы с Вами все-таки скорее быки. В хорошем смысле. Поэтому с куда большей вероятностью в маркетинге нам придется иметь дело не с прорывной инновацией, меняющей шаблон мышления и переворачивающей представление о рынке и продукте, а с оставшимся от нее рынком.

В большинстве случаев работа маркетолога - это работа над ошибками и усмирение креативных порывов топ-менеджмента и собственников компаний. Хорошо, не усмирение - но трансформация родившихся идей в продукты, действительно необходимые потребителям. Как же здесь без сомнений? Но если они и бывают у многих маркетологов, то порой аргументировать свои даже не напрасные сомнения бывает очень сложно. И здесь уже требуются не знания, а понимание - чистый продукт скептического подхода и к теории, и к практике.
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments